Извечный вопрос: что дарить человеку, которому невозможно угодить. Не зная веры нельзя угодить богу Сильный человек не позволяет себя контролировать

Если, по своей природе, вы являетесь человекоугодником, то, скорее всего, вы ставите интересы других выше своих собственных. Возможно, вы все время пытаетесь получить одобрение других. Скорее всего, ваши родители всегда вас учили жертвовать своими интересами ради других. Конечно, понадобится некоторое время, чтобы перестроиться в этом отношении. По крайней мере, начните учиться заменять свое «да» на «нет», когда это необходимо. Установите разумные границы. Сделайте все возможное, чтобы другие считались с вашим мнением. Прежде всего, заботьтесь о себе, а потом уже и о других.

Шаги

Часть 1

Научитесь говорить «нет»

    Помните, что у вас есть выбор. Если кто-то просит вас что-то сделать, вы можете выбрать один из трех предполагаемых ответов: «да», «нет» или «возможно». Вам не обязаны говорить «да», если вы думаете по-другому. Когда кто-то о чем-то вас просит, подумайте об этом и помните, что у вас есть выбор.

    • Например, если кто-то попросит вас задержаться, чтобы закончить работу над проектом, скажите себе: «У меня есть выбор сказать «да» и остаться или сказать «нет» и пойти домой».
  1. Научитесь правильно говорить «нет». Если вы привыкли всегда говорить «да», даже когда вы не хотите этого или когда находитесь в состоянии стресса, начните говорить «нет». Конечно, понадобится время, чтобы научиться этому. Однако другие должны понимать, что у вас есть свое мнение, и вы сами вправе решать, говорить «нет» или «да». Нет необходимости оправдываться или пытаться объяснить причину своего отказа. Достаточно сказать «нет» или «нет, спасибо». Это все, что от вас требуется.

    • Начните с малого. Отреагируйте на незначительную просьбу твердым «нет». Например, если ваш партнер просит вас погулять с собакой, но вы очень устали, скажите: «Нет. Я не могу. Мне бы хотелось, чтобы сегодня ты выгулял собаку».
    • Вы также можете поиграть со своим другом в ролевую игру, чтобы научиться говорить «нет». Попросите вашего друга обратиться к вам с просьбой. Отвечайте «нет» на любую его просьбу. Обращайте внимание на свои внутренние ощущения, когда вы говорите «нет».
  2. Будьте настойчивым и чутким. Если слово «нет» ассоциируется у вас с излишней строгостью, отказывайте, проявляя настойчивость, но не забывайте о чуткости. Покажите человеку, что вы понимаете его потребности, но продолжайте твердо придерживаться своего решения.

    • Например, скажите: «Я понимаю, что тебе очень хочется, чтобы я приготовила торт. Я бы очень хотела помочь тебе в этом, но, к сожалению, я не могу этого сделать».

    Часть 2

    Установите разумные границы
    1. Выделите время, чтобы подумать об этом. Установленные вами границы - это ваши ценности. Они помогают определить, что вам нравится, а что нет. Не стоит отвечать человеку сразу, как только он обратился к вам с просьбой. Скажите: «Мне нужно подумать. Позже мы вернемся к нашему разговору». Благодаря этому вы сможете подумать, оценить свое состояние в этой ситуации, поразмышлять о возможных последствиях, например, конфликтах.

      Расставьте приоритеты. Если вы расставите в своей жизни приоритеты, вам будет легче определить, где нужно сказать «да», а где «нет». Если вам сложно принять решение, выберите то, что для вас важнее. Если вы не уверены, составьте список возможных вариантов и расставьте их в порядке приоритетности.

      • Например, забота о вашей больной собаке, скорее всего, важнее для вас по сравнению с посещением вечеринки.
    2. Говорите о своих потребностях. Нет ничего неправильного в том, чтобы высказывать свое мнение. Напоминайте людям о том, что вы уникальны, и у вас есть свои предпочтения. Это поможет вам сделать большой шаг вперед. Если вы привыкли угождать людям, вместо того, чтобы заявлять о своих предпочтениях, попробуйте изменить себя и поступать по-другому.

      • Например, если ваши друзья хотят посетить ресторан итальянской кухни, а вы не прочь полакомиться корейскими блюдами, скажите, что в следующий раз вы хотите посетить ресторан корейской кухни.
      • Даже если вы соглашаетесь с чем-то, вы все равно можете сказать о своих предпочтениях. Например, можно сказать: «Мне нравится другой фильм, но я с удовольствием посмотрю этот».
      • Не занимайте оборонительную позицию. Заявите о своих предпочтениях, не злитесь и не обвиняйте других. Сделайте все возможное, чтобы оставаться уверенным, спокойным, твердым и вежливым.
    3. Устанавливайте временные границы. Если вы соглашаетесь помочь кому-то, скажите о временных рамках. Вам не нужно оправдываться, если вы хотите уйти раньше. Просто скажите, что вам нужно уйти, не объясняя причину вашего ухода.

      • Например, если кто-то просит вас помочь с переездом, скажите: «Я могу помочь тебе с 12 до 3 часов дня».
    4. Будьте готовы пойти на компромисс при принятии решений. Благодаря этому другие будут слышать вас, и вы сможете прийти к общему знаменателю. Выслушайте точку зрения другого человека, а потом выскажите свою. Примите решение, которое удовлетворит вас обоих.

      • Например, если ваш друг хочет пройтись по магазинам, а вы хотите отправиться в поход, выполите одно задание, а потом перейдите к другому.

    Часть 3

    Заботьтесь о себе
    1. Работайте над повышением самооценки . Ваша самооценка не должна зависеть от мнения или одобрения других людей. Только вы можете влиять на свою самооценку. Окружите себя положительными людьми и обращайте внимание на ситуации, когда вы чувствуете себя неуверенно. Замечайте то, как вы относитесь к самому себе (например, называете себя неудачником или непривлекательным). Перестаньте корить себя за свои ошибки.

      • Учитесь на своих ошибках и относитесь к себе так, как вы относитесь к своему лучшему другу. Будьте добры, сострадательны и прощайте себя.
      • Обратите внимание на свою склонность угождать другим. Это часто является признаком низкой самооценки.
    2. Практикуйте здоровые привычки. Если вы пренебрегаете своими потребностями, то, скорее всего, вы недостаточно любите себя. Забота о себе и о своем теле - это не признак эгоизма. Если вы склонны пренебрегать заботой о себе из-за того, что вынуждены заботиться о других, попробуйте ежедневно выделять время, чтобы улучшить свое здоровье. Ешьте здоровую пищу , регулярно занимайтесь спортом и делайте то, что принесет пользу вашему организму. Прежде всего, убедитесь, что вы достаточно спите, и, проснувшись утром, чувствуете себя отдохнувшим.

    3. Заботьтесь о себе. Это необходимо, чтобы хорошо себя чувствовать и эффективно справляться со стрессом. Проводите время с друзьями и семьей. Время от времени балуйте себя: сходите на массаж, посетите спа-салон и выберите другие расслабляющие занятия.

      • Занимайтесь тем, что вам нравится. Слушайте музыку, ведите дневник , станьте волонтером или выделяйте время на ежедневные прогулки.
    4. Помните, что невозможно угодить каждому. Для вас должно быть важно только одно одобрение - это одобрение самого себя. Как бы вы ни старались, люди все равно могут быть чем-то недовольны. Вы не можете изменить их мышление и отношение к вам. Они вправе думать так, как им угодно, и принимать те решения, которые считают верными.

      • Если вы пытаетесь получить одобрение ваших друзей или хотите, чтобы ваша бабушка думала о вас как о хорошем человеке, будьте готовы к тому, что вы можете не достичь поставленной цели.
    5. Получите профессиональную помощь. В некоторых случаях без помощи специалиста не обойтись, так как человекоугодничество является серьезной проблемой. Если вы пытались изменить ситуацию, но вам не удалось достичь желаемого результата, посетите психотерапевта. Психотерапевт поможет вам справиться с этой проблемой и научит вас правильно реагировать на просьбы людей.

      • Найдите специалиста, который вам сможет помочь. Поинтересуйтесь у своего лечащего врача, друга или родственника об этом.

Неважно, насколько хорошо вы знаете человека, когда дело доходит до покупки подарка, некоторые люди превращаются в непроходимый лабиринт желаний. Мы выбрали 6 самых сложных для одаривания типов людей и рассказываем, как их порадовать. Или хотя бы попытаться.

Друг, у которого есть все

Типаж. У каждого из нас есть такой друг, который зарабатывает достаточно, чтобы покупать себе все, что пожелает, и при этом на нескромный вопрос «А чего бы ты хотел?» непринужденно отвечает «На твой вкус!» Угодить таким людям одновременно и сложно, и легко. Вы точно не разочаруете его очередными новогодними носками. Поверьте, он в принципе не ждет, что кто-то ему подарит что-нибудь стоящее, ведь, как мы помним, у него есть все. Но при этом вряд ли он запомнит вас как мастера подарков и будет прыгать от счастья, заполучив очередной набор из соседнего парфюмерного магазина.

Что дарить. Коллекционные и действительно редкие издания чего угодно (для человека коллекционирующего это всегда приятно); подписки на любимые или хорошие газеты и журналы (а кто, если не вы?); абонемент на бьюти-бокс (возможность выбрать то, на что потом можно будет потратить деньги).

Близкий родственник, который не увлекается ничем

Типаж. Если ваша мама не влюблена в высаживание гортензий по периметру хитро выдуманных клумб, если папа не рыбачит по выходным, дедушка не возводит башни из бревен на дачном участке, а бабушка не хочет сдвинуть с пьедестала Гордона Рамзи, сожалеем, ваша участь незавидна и трудна. Чтобы не оказаться самым нерадивым родственником и позорно не дарить гели для душа, соберитесь, выдохните и немного подумайте. Возможно, стоит обратиться к более или менее вечным вариантам?

Что дарить. Абонемент в спортзал (позаботьтесь о здоровье ваших близких); электронная книга (все любят читать и «книга – это лучший подарок»); подписка на кабельное ТВ (не центральными каналами едиными).

Свекровь/теща

Типаж. Ваш подарок будут оценивать словно чемодан, набитый итальянским сыром на российской таможне. Упаковка имеет такое же значение, как и содержание. Цветы или праздничный букет из еловых веток станет хорошим дополнением и вежливым знаком внимания. Помните, не стоит отдариваться чем-то дешевым или «некрасивым, но со смыслом» (сковорода? хлебопечка?), лучше потратить чуть больше времени на выбор сегодня, чем выслушивать упреки завтра. Хороший подарок – долгосрочный вклад в безоблачное будущее вашей семьи.

Что дарить. Билеты в театр (особенно, если партер и что-то неэкспериментальное); правильная кофемашина (та самая техника, которая будет благосклонно принята кем-угодно); камера моментальных снимков (перефотографировать всех внуков и детей и развесить по квартире).

Новый бойфренд

Типаж. Вы познакомились не так давно и еще не успели выучить пристрастия друг друга. Или же вы еще ни разу не дарили друг другу подарки, и вы боитесь показаться чересчур внимательной или, наоборот, слишком холодной. Или же в ваши планы не входит сейчас переводить нового друга в разряд «мужчина всей моей жизни», и поэтому подарок должен быть как можно более деликатным и нейтральным. В любом случае, если сейчас вам нужно не перегнуть палку, но и не ударить в грязь лицом, постарайтесь перед покупкой сюрприза собрать всю волю в кулак и… Запрятать сантименты в самую глубь души.

Что дарить. Набор для создания собственного парфюма (небанальная банальность); трекер (с прошлого года один из самых популярных подарков); красивый свитер (аккуратный подарок, не выбивающийся из общих новогодних традиций, плюс возможность для креатива).

Назойливый сосед/слишком внимательный коллега

Типаж. Любой, кто не является вашим близким другом или родственникм, но настойчиво требует вашего внимания. Здесь важно соблюсти грань – не покупайте слишком дорогих подарков, но и не стоит передаривать неугодивший набор столовых приборов. Лучше обратить свой взгляд на что-то простое и приятное, что-то, что будет ненавязчиво говорить: «Спасибо, что присматриваешь за моим котом/поливаешь мой кактус».

Что дарить. Набор аромасвечей (теплый и милый подарок без претензий); бутылка хорошего вина и конфеты из правильной кондитерской (в этом случае уместно); украшения для дома (можно даже новогодние, сейчас точно лишними не будут).

Нелюбимый родственник

Типаж. В глубине души вы, конечно же, любите его. Наверное, вас даже связывают теплые воспоминания из далеко детства, совместные каникулы много лет назад и, естественно, орава людей со схожим набором генов. Главное, не показать все ваше пренебрежение, вручив незадачливому родственнику что-то подаренное вам же им на прошлый новый год.

Что дарить. Сертификат в магазин (отстраненно, зато полезно); настольную игру (сплотит в каникулы); ультрамодную книгу (образование никогда не бывает лишним).

08.07.2018 в 18:36, просмотров: 33784

ХLI. НАПРАСНЫЕ ЗНАНИЯ

Первые строчки последней главы «Онегина» похожи на искренние признания:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал...

Не верьте. Пушкин шутит. И безмятежным он не был, и Цицерона он читал. В рукописях остались варианты:

1. Читал украдкой Апулея
А над Виргилием зевал...
2. Читал охотно Елисея
А Цицерона проклинал...

Чтобы проклинать, надо сперва прочесть, согласны? Цицерон, Апулей, Виргилий — знакомы хотя бы в переводах. А кто такой Елисей — чёрт его знает. Но есть в поэме по-настоящему удручающие строки. Пушкин перечисляет авторов, которых читал Евгений и, конечно, он сам.

Прочёл он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Stael, Биша, Тиссо,
Прочёл скептического Беля,
Прочёл творенья Фонтенеля...

В других местах названы Гомер, Феокрит, Адам Смит, Княжнин, Шаховской, Корнель, Байрон, Метьюрин, Петрарка, Ричардсон, Стерн, Крюднер, Шатобриан, Лафонтен, Нодье и бог знает кто ещё.

Читая Пушкина, мы читаем человека, который всё это знал. Соглашался, восхищался, скучал, проклинал, спорил (как, например, с Руссо):

Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сём случае совсем не прав.

Главное — знал! Значит, опирался, использовал (порой невольно) эти образы, идеи, стиль... Мы этого почти никогда не видим и, значит, не понимаем.

Вообразите: человеку ХIХ века чудом (машиной времени) попалась бы книга, где автор проклинает Останкинскую башню, сгубившую множество душ. Зная всякие башни — Пизанскую, Эйфелеву и пр., — читатель подумал бы: сбрасывали, что ли, преступников с этой Останкинской башни или держали там в тюрьме?..

Мы уже где-то цитировали приговор Набокова: «Читатель, не постигший своим сознанием мельчайшие подробности текста, не вправе претендовать на понимание «Евгения Онегина».

Набоков требует понимания «мельчайших подробностей». Оно недостижимо. Список авторов, упомянутых в «Онегине», — совсем не мелочь. Там названы книги, а мы не знаем даже, о чём они. Какое уж тут понимание.

Положение быстро усугубляется. Мир, где все читали «Гамлета» и «Дон Кихота», и мир, где все читают «Гарри Поттера» (или как его там), — это разные миры. Общие книги без всяких усилий создают общие понятия, критерии. Нет общих книг — нет взаимопонимания. Мы (страна и мир) разваливаемся не по государственным границам, а по человеческим. «Евгений Онегин» долго работал скрепой . Теперь она, к сожалению, истлела...

Пушкин — Н.Н.Пушкиной
21 сентября 1835. Михайловское
Пришли мне, если можно, Essays de М. Montagne
(Мишель Монтень. Опыты.) — 4 синих книги, на длинных моих полках. Отыщи.


Монтень. Опыты. Издание 1762 года. Кто бы подумал, что Монтень переживёт всех своих королей: Франциска I, Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и Генриха IV.

Можно, конечно, чуть не к каждой строчке писать примечания. Но, увы, примечания ничего не дают. Это только кажется, будто они всё объясняют.

Гениальный Монтень перенасыщен цитатами. Понятное дело, он читал древних, помнил всех авторов, которых цитировал, тексты были у него под рукой. Цитирующий книгу знает её всю, знает контекст. А поди пойми фразу, выдранную из незнакомого чуждого текста.

«Грузите апельсины бочками» — вообразите эту безумную телеграмму в итальянском или хоть южноафриканском романе. Тамошний читатель подумает: какой дурак возит апельсины в бочках? В бочках вино или селёдка. Допустим, там будет сноска: «Грузите... бочками» — цитата из популярного русского романа «Золотой телёнок». Что подумает заграничный читатель сноски? Дикари эти русские. Апельсины в бочках? Ну что с них взять, они там ездят на медведях. А у нас-то в голове сразу любимый аферист-авантюрист.

Верх (или скорее низ) нашего плачевного положения: мы, если случится читать Монтеня, натыкаемся поминутно на цитаты из древних — по три, четыре, пять на каждой странице, но ни текста, ни тем более контекста не знаем. Цитата на латыни, сноска по-русски, а в конце сноски циферка — отсыл к примечанию, а оно — чёрт побери! — в другом томе. Но мы не поленились.

Не пожалеем времени на конкретный и точный пример. Открываем прекрасное академическое издание. Монтень, Опыты, том III. Глава I «О полезном и честном». Во второй строчке натыкаемся на латынь:

Ne iste magno conatu magnas nugas dixerit *

Внизу страницы сноска:

* Этот человек с великими потугами собирается сказать великие глупости 1 (лат.).

Позавидуешь компактности мёртвого языка. Но после «великих глупостей» стоит циферка 1. Значит, надо искать примечание № 1 к главе I. Слава богу, оно в этом же третьем томе на странице 475. Читаем:

Книга третья, глава I «О полезном и честном».

1 ... собирается сказать... глупости. — Теренций. Сам себя наказующий, IV, 8.

Теренций! Кто это? Хороший он или плохой? «Сам себя наказующий» — это что? повесть, пьеса, памфлет? Мы не узнали ничего. Возвращаемся в Монтеня, в ту же главу «О полезном и честном». Строка пятая: «Кому не отвратительно вероломство, раз даже Тиберий2 отказался прибегнуть к нему...»

Слава богу, мы уже знаем, куда идти — на страницу 475. Там примечание:

2 Тиберий — см. прим. 6, с. 407.

Ладно, идём на страницу 407, там обнаруживаем примечание № 6 к главе «О пьянстве»:

6 Тиберий — римский император (14-37), пасынок Августа. — Оба приводимых Монтенем примера почерпнуты у Сенеки (Письма, 83).

Господи, пасынок Августа — это хорошо или не очень? А глава «О пьянстве» — это вторая глава второго тома. Значит, надо идти к шкафу, брать второй том. А что за «оба примера», почерпнутые у Сенеки? Бросаешь Монтеня, открываешь «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки и в письме № 83 читаешь: а) как император Тиберий двое суток подряд пил с приятелем, а в результате назначил собутыльника-алкоголика префектом Рима и б) как пьянство сгубило Антония и как в Риме шли убийства «по спискам» (так у нас в 1937-м) и пирующему Антонию прямо к столу приносили отрубленные головы, в том числе голову Цицерона и его руки, которыми он что-то плохое написал про Антония (Плутарх. «Демосфен и Цицерон»), а пьяный триумвир Антоний пытался эти части опознать. Вот же мученье. Но что мы узнали, ёрзая по ссылкам и примечаниям? Ничего. Всё стало даже хуже, потому что мы осознали бездну собственного невежества. А «О полезном и честном» надо начинать сначала, потому что пока пытались уяснить про Теренция через Тиберия, забыли, в чём там дело.

Мы ёрзаем по сноскам, держим в руках сразу четыре книги: два тома Монтеня, Сенеку и Плутарха. Тем временем рассказ Монтеня распадается на какие-то обрывки.


Монтень. Опыты. Издание 1762 года.

Знать бы, зачем Пушкин выписывает Монтеня себе в деревню.

На картине женщина, мужчина, новорождённый младенец, бык, овечка, на небе яркая звезда... Ещё одна картина с тем же набором, и ещё одна, и ещё.

Многие смотрят и недоумевают: зачем разные художники повторяли этот сюжет? А это Рождество. Но невежды смотрят и не видят — в точности по Евангелию:

Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите».

Евангелие от Матфея 13, 13-14

Другой бесконечно повторяющийся сюжет: мужчина, ослик, на ослике женщина с младенцем, никаких красот, скучно. Но это — Бегство в Египет, Ирод, избиение младенцев... И те, которые этой евангельской истории не знают (независимо, верят они в Бога или нет), — не понимают, что кричит пушкинский юродивый Борису Годунову. Слышат реплику: «Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит!» — и не понимают: почему нельзя? почему Богородица не велит? куда девалось её христианское милосердие?

Видеть и понимать — разница. Читать (складывать буквы в слова) и понимать — разница.

На шее цепочка, крестик — золото с бриллиантами. Вообще-то распятие — символ страданий за всех; при чём тут роскошь для себя?..

Взглянув на ночное небо, один видит небесную твердь; другой — бесконечную Вселенную. При взгляде на экран один видит мудрого вождя, другой — параноика и садиста. Житель города вообще не видит звёздного неба, не видит Вселенной — сверкающая реклама не даёт.

Чтобы быть понятым, надо не только уметь писать. Надо, чтоб умели читать.

ЧИТАТЕЛЬ

— Как, разве всё тут? шутите!

ПУШКИН

— Ей-богу.

ЧИТАТЕЛЬ

— Так вот куда октавы нас вели!
К чему ж такую подняли тревогу,
Скликали рать и с похвальбою шли?
Завидную ж вы избрали дорогу!
Ужель иных предметов не нашли?
Да нет ли хоть у вас нравоученья?

ПУШКИН

— Нет... или есть. Минуточку терпенья...
Вот вам мораль: по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно:
Когда-нибудь придётся же ему
Брить бороду себе, что несогласно
С природой дамской... Больше ничего
Не выжмешь из рассказа моего.

Да, господа, Автор потешается, а читатель возмущается. И заметьте: сейчас любая шутка, любая эскапада великого Автора принимается с величайшим почтением, но двести лет назад такие штуки вызывали и возмущение, и презрение: какая пошлость! какое бесстыдство!

ХХIХ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ОТСУТСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ

«Немой Онегин» прервался на части Х-й...

Господи, спаси и помилуй! Разве можно предвидеть все коварства и ловушки, которые на каждом шагу устраивает любому пишущему великий могучий и всё ещё почти свободный русский язык!

А если не предвидишь, то и не избегнешь. Вот и теперь (и в который раз!) автор грохнулся на ровном месте. Всего-навсего хотел сказать, что мой «Немой Онегин» выходил регулярно, еженедельно, но после Х-й части (опубликованной в декабре минувшего года) наступил неожиданный перерыв; неожиданный не только для публики, но и для автора. Перерыв этот возник по причинам, важным, однако, только для автора, но не для публики...

Заканчивая это вступление к продолжению, скажем только, что:

а) мы пропустили ХI-ю часть и начали с ХII-й, решив, что так будет лучше для всех;

и б) бедный автор только это и хотел сказать, когда написал первую фразу XXIХ-й главы, но оторопел, увидев, как ужасно (хуже, чем на банановой шкурке, и даже хуже, чем на арбузной корке) можно поскользнуться и грохнуться на глазах почтенной публики, когда самым благочестивым образом приделываешь к римскому числу Х (десять) русское наращение (-й), означающее падежное окончание... а результат выходит не грамматический, а сатирический и даже непристойный. Всё равно как хотел поклониться пониже, а в результате лопнули штаны; кто-то ржёт, кто-то морщит нос, позор; а начнёшь оправдываться — так конца этому не будет и только хуже выйдет, как с тем чиновником, который всего лишь неудачно чихнул в театре, а потом погубил себя избыточной вежливостью.

Но время не пропало даром. За эти полгода автор кое-что ещё обнаружил в поэме Автора. А вдобавок, естественно, поглупел (процесс, начинающийся у всех с 5-летнего возраста, хотя и не у всех достигающий полного маразма); поглупел, а значит, стал понятнее для тех, кому прежние главы казались заумными. А что у нас за умом? Да глупость, конечно же; даже малые дети это знают.

ХLIII. УГОДИТЬ НЕВОЗМОЖНО

...И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят.
Евгений Онегин. Восьмая глава.

Некоторым пушкинистам угодить совершенно невозможно. Сам факт, что не-пойми-кто пишет о Пушкине и Онегине, вызывает у них тупую ярость. То есть если бы в УК РФ была статья об уголовной ответственности за оскорбление чувств пушкинистов (как профессиональных, так и доморощенных), то автор (я) уже сидел бы.

Увы, не только специалистам, но и просто читателям угодить невозможно. Гениальный Достоевский очень старался, но под конец жизни отчаялся. В своих дневниках он иногда мысленно обращался к читателям. Например:

Для вас пиши вещи серьёзные, — вы ничего не понимаете. Да и художественно писать для вас тоже нельзя. А надо — бездарно и с завитком. Ибо в художественном изложении мысль и цель обнаруживаются твёрдо, ясно и понятно. А что ясно и понятно, то, конечно, презирается толпой. Другое дело — с завитком и неясность: а! мы этого не понимаем — значит, тут глубина.

Достоевский. Из рабочих тетрадей.
(Было ему 55, жить оставалось пять.)

Пушкину тоже всё реже удавалось угодить читателям. Не очень-то он к этому стремился. Успеха хотел, а угождать не хотел.

Баратынский — Пушкину.
Февраль—март 1828. Москва.

Вышли у нас ещё две песни Онегина. Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают. Я очень люблю обширный план твоего Онегина; но большее число его не понимает. Ищут романической завязки, ищут обыкновенного и разумеется не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла... У нас в России поэт только в первых незрелых своих опытах может надеяться на большой успех. За него все молодые люди, находящие в нём почти свои чувства, почти свои мысли, облечённые в блистательные краски. Поэт развивается, пишет с большою обдуманностью, с большим глубокомыслием: он скучен офицерам, а бригадиры (генералы) с ним не мирятся, потому что стихи его всё-таки не проза...

Юрий Петрович Любимов однажды рассказал, как знаменитый Александров показывал Сталину новый фильм «Золушка» со знаменитой Любовью Орловой — бедная деревенская девочка становится важным государственным человеком (намёк понятный). Любимов потрясающе копировал акцент Сталина и саму манеру говорить — веско, неторопливо:

— Ви хатэли этой Золушкой нам угодыт. А нам угодыт нэвазможно. Нэ надо Золушки. Будит называца Свэтлый пут.

«Нам угодить невозможно» — гениальная фраза.

Осенью минувшего года публиковался мой «Немой Онегин», вышло десять частей. Гробовое молчание сопровождало эту работу.

Но один отклик случайно обнаружился. Один — зато какой! Просто бриллиант.

В наше безнравственное время встречаются ещё горячие защитники русской литературы, культуры и вообще. Поэтому, хоть и с опозданием, рады познакомить читателей с... (даже не знаю, как назвать). И не обращайте внимания на лексику и стиль. Главное — искренний крик оскорблённой души под заголовком

МИНКИН ВЕРНУЛСЯ К НЕЧИСТОТАМ

Автор сенсационного очерка «Немой Онегин», опубликованного 3 октября 2017 года в «Московском комсомольце», А. Минкин затеял мышиную возню у подножья нерукотворного памятника русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Журналист всколыхнул угасающий к нему интерес и достиг желаемого — теперь о нём много говорят, пишут... Видать, жало зависти к мировой славе Александра Пушкина пронзило сердце Александра Минкина, который, как говорится, «я ни Пушкин, ни Крылов, не могу писать стихов».

Вывернуто наизнанку «грязное бельё», которое имеет место быть у любого человека — самого обыкновенного или гениального.

Журналист не поленился покопаться в нечистотах и вытащить на свет самое худшее, неприличное, пошлое, ошибочное, что могло быть в жизни и творчестве Александра Сергеевича. И Онегин, оказывается, не такой, как надо, и Татьяна — шлюха. Неужели для поэзии важно, сколько лет молчит Онегин и с какой скоростью бежит по саду влюблённая барышня Ларина, ломая кусты и цветы? Да пусть она бежит, как хочет, навстречу своей любви! Дело разве в этом? А ведь поэту было всего 24 года, когда он начал писать «Онегина»! Читателю от тухлого зловонья очерка Минкина становится до тошноты погано, так, что хочется бесконечно мыть руки.

Но только бы это... Несомненно, что это заказ, очень похожий на те вбросы, которые в прежние времена обозначали заказом западных спецслужб. И направлен этот заказ не только против основоположника современной русской литературы: подлая подножка поставлена всей русской литературе, а значит, и русской культуре, в основе которой лежит служение идеалам человечества.

— Посмотрите, какой мерзости вы поклоняйтесь, — навязчиво намекает нам автор очерка.

— А раз такое ничтожество и абсолютную бездарь вы считаете гением, то и вся ваша русская литература такая же мерзопакостная, как, впрочем, и весь русский народ, а значит, чтить и уважать просто некого, — читается между строк.

Автор очерка хотел «искупаться» в лучах славы, разгромив по всем статьям жизнь и творчество кумира миллионов, а вместо этого «испоносился» зловонными дрязгами и завяз в них у подножья памятника гения. Что ж, каждый выбирает по себе...

Вот так выбивается почва из-под ног неустойчивого поклонника русской литературы! Вот так трещит пощёчина по образу русской культуры! В сознание людей вброшено сомнение, издёвка, запачкано имя носителя русского духа, того, кто никогда не предавал Россию и был верен ей до конца жизни.

Наталья Морсова,
член Союза журналистов России

Мы публикуем здесь эту рецензию, потому что нас восхитило всё: стиль, набор аргументов, выводы, откровенность и горячность члена СЖ.

Надеемся, что, перепечатав эту статью Н.Морсовой, мы поможем ей сделать карьеру. С таким пафосом, с таким богатым словарным запасом её непременно должны использовать в ток-шоу на федеральных телеканалах; так и вижу её у барьера с мироточащим бюстом (Пушкина).

Кроме того, теперь все, кого «Немой Онегин» раздражает, видят: критика (уничтожающая и текст, и автора) опубликована. Так что другие уже могут не беспокоиться.

Во всей этой чудесной рецензии более всего удивил заголовок: «Вернулся к нечистотам». Я-то думал, что, занимаясь «Онегиным», вернулся к гениальной литературе от нечистот государственной власти. Дама думает иначе — её право, и к ней претензий нет. С ней, очевидно, согласно опубликовавшее её текст сетевое издание «Сегодня.Ру». Зачем они так себя ограничили? зачем поставили себе такие жёсткие рамки? Судя по тексту, можно бы им для точности назвать себя «Всегда.Ру», тем более что такое название совпало бы с правильным политическим кредо.


Дуэльные пистолеты.

Угодить властям охота, понятно. Но не всегда императоры (даже реакционные) одобряют пасквили.

Николай I — Бенкендорфу
1830. Санкт-Петербург

Я забыл вам сказать, любезный друг, что в сегодняшнем номере Пчелы («Северной Пчелы») находится опять несправедливейшая и пошлейшая статья, направленная против Пушкина; к этой статье наверное будет продолжение: поэтому предлагаю вам призвать Булгарина и запретить ему отныне печатать какие бы то ни было критики на литературные произведения и, если возможно, запретите его журнал.

В этой замечательной записке самодержца особенно умиляет выражение «если возможно».

Мы же стараемся помнить о разнице между любовью к Родине и — любовью к государству. В качестве ответа на страстный текст в «Сегодня.Ру» вполне годится известное письмо «носителя русского духа, того, кто никогда не предавал Россию и был верен ей до конца жизни».

Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне слободу (свойственная Автору ироническая форма слова «свобода») , то я месяца не останусь. Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бордели, то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-й песне Онегина я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтёшь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нём дарование приметно. Услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится, — ай да умница! Прощай!

За такое письмо легче лёгкого записать в русофобы и Автора, и публикатора. Но кто из нынешних решится соперничать в любви к Родине с Гоголем, Тургеневым, Набоковым. Гоголь писал в Риме, вернулся умирать. Тургенев писал во Франции, вернулся в гробу. Набоков писал в Германии, в Америке... и даже в гробу не вернулся.

Это в эмиграции написано знаменитое стихотворение в прозе о великом и свободном русском языке, которое русские школьники уже сто лет учат наизусть:

Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

1882. Буживаль (пригород Парижа)

Это в эмиграции Набоков написал потрясающие строки о возвращении на казнь:

РАССТРЕЛ

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывёт кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать...

Но, сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звёзды, ночь расстрела
и весь в черёмухе овраг!

1927. Берлин

Верность Родине не в прописке.

Ещё и то учесть: в отличие от многочисленных шлюх, великие писатели не зарабатывали любовью к Отечеству.

Имея дело с непредсказуемыми читателями, на всякий случай защитим Пушкина от нелепых модных подозрений. Почему он вдруг обращается к Петру Вяземскому в женском роде («услышишь, милая, в ответ»)? Тут просто. Пушкин иронически перефразировал адресованный нимфетке стишок Дмитриева «К Маше», того Дмитриева, который сперва Пушкина бранил, а потом стал искренно восхищаться.

...Когда ты, Маша, расцветёшь,
Вступая в юношески лета,
Быть может, что стихи найдёшь —
Конечно, спрятанны ошибкой, —
Прочтёшь их с милою улыбкой
И спросишь: «Где же мой поэт?
В нём дарования приметны».
Услышишь, милая, в ответ:
«Несчастные недолголетны;
Его уж нет!»

1803.
(Было Дмитриеву 43, а Маше 12.)

ХLIV. МЕМУАРЫ

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.

Евгений Онегин.
Первая строфа последней главы.

Начать последнюю главу романа с рассказа о своём детстве, о своих первых успехах? Это странно. Ведь это мемуары.

В первом издании Первой главы Пушкин напечатал огромное примечание (№ 11) — про своего прадеда. По объёму оно чуть ли не больше всех остальных вместе взятых:

«Автор, — пишет Пушкин о себе в третьем лице, — со стороны матери, происхождения африканского. Его прадед Абрам Петрович Аннибал на восьмом году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезён в Константинополь. Российский посланник, выручив его, послал в подарок Петру Великому, который крестил его в Вильне. Вслед за ним брат его приезжал сперва в Константинополь, а потом и в Петербург, предлагая за него выкуп, но Пётр I не согласился возвратить своего крестника. До глубокой старости Аннибал помнил ещё Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из коих он был меньшой: помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома, помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблём, на котором он удалялся.

18 лет от роду Аннибал послан был царём во Францию, где и начал свою службу в армии регента; он возвратился в Россию с разрубленной головой и с чином французского лейтенанта. С тех пор находился он неотлучно при особе императора. В царствование Анны Аннибал, личный враг Бирона, послан был в Сибирь под благовидным предлогом. Наскуча безлюдством и жестокостию климата, он самовольно возвратился в Петербург и явился к своему другу Миниху. Миних изумился и советовал ему скрыться немедленно. Аннибал удалился в свои поместья, где и жил во всё время царствования Анны, считаясь в службе и в Сибири. Елисавета, вступив на престол, осыпала его своими милостынями. А.П.Аннибал умер уже в царствование Екатерины, уволенный от важных занятий службы с чином генерал-аншефа на 92 году от рождения.

Сын его генерал-лейтенант И.А.Аннибал принадлежит бесспорно к числу отличнейших людей екатерининского века (ум. в 1800 году).

В России, где память замечательных людей скоро исчезает, по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Аннибала известна только по семейственным преданиям. Мы со временем надеемся издать полную его биографию.

Засандаливать в маленькую Первую главу будущего стихотворного романа такую справку, столь огромное и прозаическое примечание, так детально излагать свою родословную... По сравнению с Пушкиным, Онегин — безродный, безликий. Простите, это роман про кого?

В Седьмой главе вовсе Онегина нет, а Пушкин есть. В этой главе Татьяна долго страдает от любви. Убив Ленского, негодяй уехал. Она могла бы забыть его, как сестра Ольга немедленно забыла Ленского.

Но в одиночестве жестоком
Сильнее страсть её горит,
И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит.

Потом Татьяна начинает ходить в дом Онегина, как в библиотеку. День за днём читает там разные книги. Потом Татьяну окончательно решили выдать замуж, запаковали барахло, уложили банки с солёными огурцами.

Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.

Потом они долго едут.

И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.

Вроде бы всё идёт правильно, как полагается в настоящем романе: описание переживаний, натюрморты, дорожные жалобы, пейзажи... И вдруг в середине ХХХVI строфы:

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!

Но простите, разве с Таней в набитой банками варенья кибитке ехал Пушкин? Нет, это он отвлёкся. Описывая приближение Татьяны к Москве, он вдруг вспомнил ослепительный момент своей жизни — возвращение из ссылки.

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Москва — звонят колокола!
Москва — златые купола!

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Господи, при чём тут Бонапарт? Деревенскую девчонку везут в Москву вместе с банками варенья; цель бытовая: замуж выдать как-нибудь. Ну и при чём война 1812 года?

И вдруг — какие-то ухабы, бабы, огороды... Типично для Пушкина — кубарем вниз:

Вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Пушкина заносит. Внезапные мысли, ассоциации, воспоминания. От великих событий 1812 года — к лачужкам и бухарцам. Такое внезапное падение с торжественных высот, конечно, вызывало смех. Но не у всех. Кто-то приходил в ярость. Митрополит Филарет пожаловался императору Николаю I на непочтительных птиц. Мол, прикажите, чтоб неблагонадёжный поэт прогнал галок (оскорбляющих чувства верующих, ибо, сидя на церковных крестах, галки гадят, естественно, на купола). Почему Николай в тот раз не пошёл навстречу Филарету — трудно сказать; может быть, оставил про запас. Это свойственно некоторым царям: холодная запасливая ненависть, холодная неторопливая мстительность. Мстительный владыка не спешит — он же чувствует себя бессмертным.

Но, конечно, «Онегин» более дневник, чем мемуары. Дневник с сокровенными сердечными тайнами...

Священник Иоанн Павлов

94. Без жертвы невозможно угодить Богу

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», - говорит Христос в Евангелии. Эти слова означают, что Господь пришел в наш мир для того, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей. Без жертвы это спасение было бы невозможным. Зерно, брошенное в землю, разлагается и умирает, но из него рождается новая жизнь, множество новых зерен. А если зерно не умрет и сохранит себя, то новой жизни оно не даст и никакого плода от него не будет.

Христос прошел в этом мире путем жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним - путем самоотречения и жертвы. «Кто мне служит, Мне да последует», - говорит Он. И еще: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение - все это наша жертва Богу.

Например, когда мы во время поста ограничиваем себя в еде, то мы отказываемся от пищи, которая стала бы нашим телом, и таким образом приносим в жертву некоторую часть самих себя. То же самое происходит, когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку - ведь при этом мы отбираем у себя часть наших благ, то есть приносим жертву. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось, то есть важным является, какую часть, какой процент, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Почему и оказались более угодны Господу две лепты бедной вдовы, чем крупные жертвы богатых, - ведь вдова, как сказано в Евангелии, положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

Когда мы молимся или ходим в храм, то мы тоже приносим жертву - наше время и силы, которые мы могли бы потратить на самих себя. Когда мы исполняем добродетель послушания, то приносим в жертву свою волю, всегда склонную к самолюбию и самоугождению.

Таким образом, христианская жизнь требует от нас постоянной жертвы и самоотречения. Один известный подвижник даже говорил, что на земле по-христиански нельзя жить, но по-христиански можно только умирать, в полном соответствии со словами Христа: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно… Известны также мысли об этом святителя Григория Богослова. «Самая лучшая польза от жизни, - говорит он, - умирать ежедневно».

Жертвовать собой ради Бога есть великое дело и великая тайна, такая жертва имеет великую силу. Если кто-то жертвует собой ради Бога или посвящает Богу свою жизнь, то, подобно брошенному в землю зерну, он приобретает неизмеримо большие блага и плоды. Из истории Церкви можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину. Так, мы знаем, что мученики приносили себя в жертву Богу, умирали ради Христа, и из этой жертвы родилась вселенская Христова Церковь, распространившаяся по лицу всей земли. Ведь именно мученическая кровь явилась тем основанием, на котором утвердилась христианская эра нашей планеты, совершенно ее перевернувшая и преобразившая.

Или еще пример: жизнь многих подвижников, всецело посвященная Богу, явилась тем семенем, из которого выросли известные христианские монастыри, эти духовные твердыни, светившие миру на протяжении веков, явившие целые сонмы святых и праведников и сделавшиеся причиной спасения бесчисленных людских душ. Монастырь преподобного Саввы Освященного, Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра и все прочие великие обители возникли и утвердились не чем иным, как подвигом и жертвой своих святых первооснователей, ставших тем самым умершим и принесшим обильный плод Евангельским зерном. Преподобный Антоний Печерский похоронил себя под землей в Киевских пещерах, и эта жертва стала причиной рождения великой лавры, в которой просияли целые сонмы святых и вокруг которой спаслось на протяжении тысячи лет бесчисленное множество людей. Преподобный Сергий умер для мира, подвизаясь в радонежских лесах, но из зерна его жертвы произошли такие плоды, какие ни оценить, ни измерить никаким способом невозможно.

Жертва, которую подвижники приносили Богу своей жизнью, имела столь великую силу, что могла изменять даже сам ход мировой истории. Так, например, преподобный Варсонофий Великий говорил, что в его время молитва и святая жизнь всего лишь трех людей удерживали мир от катастрофы. А угодная Богу жизнь пророка Моисея явилась причиной освобождения евреев из Египта - события, самым радикальным образом повлиявшего на весь ход не только священной, но и общемировой истории.

Закон жертвы действует и в обычной человеческой жизни, например на войне. Герои проливают свою кровь, жертвуют своей жизнью и погибают, но ценой этой жертвы приобретаются неизмеримо большие блага: долгая, свободная и благополучная жизнь целого народа. И Богу бывает угодна такая жертва, угодна геройская смерть. Кроме прочего, такая смерть приносит великие блага и самому герою, пожертвовавшему собой. Старец Паисий Афонский говорил, что жертва на войне способна очень умилостивить Бога, что герои не умирают, что их боится сама смерть. А прозорливая Параскева Дивеевская, когда началась Первая мировая война, часто повторяла: «Бог-то, Бог-то милостив как! - разбойнички в Царство Небесное так и идут, так и идут!» То есть даже люди, не отличавшиеся особым благочестием и бывшие христианами не столько по жизни, сколько по имени, - даже эти «разбойнички», умерев геройски, принеся себя в жертву на войне, были оправданы Божиим судом и приобрели себе вечную жизнь.

Без жертвы невозможно угодить Богу и спастись, и, может быть, еще и по этой причине Бог попускает на земле войны, болезни и прочие испытания. Ведь на войне люди поставлены в такие условия, что часто бывают вынуждены жертвовать собой ради других, тогда как в мирное время они ничего такого никогда бы не сделали.

Также и болезни, и скорби есть как бы невольная жертва с нашей стороны, раз мы не приносим жертвы добровольной. И это особенно важно для христиан нашей эпохи, потому что, по словам святых отцов, скорби и болезни есть удел нашего времени, которому не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг истинного монашества. Святые приносили себя в жертву Богу и людям добровольно - или мученичеством, или суровым подвижничеством: постом, непрестанными трудами, ночными молитвами. А раз мы такой жертвы не приносим, то и попускаются нам скорби и болезни, чтобы мы хотя бы невольно ее принесли.

Впрочем, нужно сказать, что скорби и болезни могут становиться и добровольной жертвой - в том случае, если мы переносим их по-христиански: с доверием Богу, мужественно и без ропота. У святителя Игнатия Брянчанинова в письме к одному из духовных чад, подвергшемуся тяжкому недугу, есть такие слова: болезнь, постигшую вас невольно, сделайте посредством благодарения Бога добровольной жертвой, чтобы принял ее Бог, как кадило, исполненное самого благовонного фимиама…

Жертва рождает в душе человека небесную радость, ибо, жертвуя собой, он получает милость и Благодать от Бога. Так происходит потому, что, принося себя в жертву, человек подражает Христу и вместе с Ним побеждает мир, выходит за пределы земного тяготения самости, поднимается над болотом эгоизма, становится выше самого себя. Таким образом, жертвуя земным, человек получает небесное, отказываясь от человеческого, получает Божественное, живет уже не естественной, но вышеестественной жизнью. Старец Паисий рассказывал случай, происшедший с ним в молодости, когда он был на войне. Во время одного из сражений он лежал в окопе, вырытом им для себя по причине сильного обстрела этой территории. Неожиданно рядом оказался насмерть перепуганный солдат, не имевший где укрыться, и стал просить отца Паисия (которого до монашества звали Арсений) впустить его к себе в окоп. Так как места для двоих в окопе не было, то Арсений, не задумываясь, уступил его солдату, а сам, подвергаясь смертельной опасности, вышел на открытое место. По нему стали стрелять, но Бог сохранил его, пули сыпались мимо, а одна «причесала» его по голове, сбрив большой кусок волос, но не причинив вреда. Отец Паисий говорил, что рассуждал тогда так: лучше пусть меня убьют один раз, чем потом всю жизнь меня будет убивать совесть. И конечно, жертвуя собой, он испытывал небесную радость, как подражатель Самого Христа, принесшего Себя в жертву ради спасения людей.

Когда человек жертвует собой ради других, то он приближается к Богу и становится подражателем Его совершенства, Его любви. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, заповедует нам Евангелие… Итак, будем, братия и сестры, учиться жертвовать собой, побеждать самих себя, будем бороться с глубоко укоренившимися в нас себялюбием, саможалением и эгоизмом. Ибо, только жертвуя собой, человек может стать богоподобным, стать тем Евангельским зерном, которое приносит плод жизни вечной. Аминь.

Что отличает слабого, неуверенного в себе человека от психически сильного персонажа? Последний не растрачивает свои силы и время на бесполезные переживания, терзания и метания, он умеет сконцентрироваться, отсеять лишнее и эффективно решить любую задачу. А достигается это путем следования списку важных правил.

Нельзя игнорировать свои ошибки

Оступиться не страшно, но нужно внимательно проанализировать, почему так произошло. Сделать выводы и не допускать повторения подобных ситуаций в будущем. Работать над собой.

Не стоит обязательно ждать результата здесь и сейчас

Телефон не звонит, а почта пустует? Они не получили моего послания, забыли обо мне, игнорируют?!! Может да, а может все гораздо сложнее. Чем метаться из угла в угол и накручивать себя, лучше сосредоточиться на других делах.

Сильный человек не позволяет себя контролировать

Тонкий момент – важно не только знать свои реальные способности, но и понимать, где и когда стоит их применять. Мало получить крылья, нужно еще и знать, куда полететь.

Сожалению в жизни места нет

То, что произошло, уже в прошлом. Можно было поступить иначе или нет – повод для конструктивного диалога, но никак не для самобичевания. Что сделано, то сделано. Тобой и ответственность тоже на тебе.

Не бойся меняться

Если жизнь течет своим чередом и ничего не меняется, то в ней не появится ничего нового. И наоборот – сильные люди, которые жаждут прогресса и успеха, постоянно ищут возможности стать лучше, стать другими, а не оставаться в “законсервированном” состоянии.

Прошлое не должно давить на тебя

Урок выучен, события состоялись, опыт получен. Время двигаться вперед, в будущее, лишь иногда оглядываясь на прошлое, а не утопая в ностальгии по былым временам.

Завидовать чужим успехам – контрпродуктивно

Если у тебя нет того, что есть у других, но ты можешь этого добиться – дерзай. Посвятить время честному труду всяко лучше, чем провести его, терзаясь от зависти.

Если что-то тебе не подконтрольно – не переживай из-за этого

В мире всегда будут происходить события и встречаться вещи, на которые мы априори не в силах повлиять. Повод ли это впадать в черную депрессию? Только не для сильного человека, о нет!

Если риск разумен – он оправдан

Почти все новое, неизведанное и сложное покоряется человеку далеко не с первой попытки. Напротив, быстрый успех – это подарок фортуны, не более того. А сильные люди знают, что всегда нужно экспериментировать, пробовать разные способы и идти на риск – если цель того стоит.

Неудачам не под силу остановить человека

Будь путь к заветной цели легок и прост, ее ценность скатилась бы к нулю. Настоящий успех, победа и достижение всегда достигаются в борьбе. Ошибки и неудачи неизбежны, но сильный человек воспринимает их не как препятствие, а как новую задачу, для которой просто нужно отыскать свое решение.

Не стоит быть должником

Принять помощь не зазорно, но строить карьеру на подачках, становиться зависимым от других людей – опасно. И недостойно. Сильная личность всего достигает сама.

Всем угодить невозможно

Во многих ситуациях лучшее, что мы можем сделать, это обеспечить собственный комфорт и реализацию своих целей. Здоровый эгоизм, основанный на том, что невозможно сделать счастливым одного человека, не навредив другому. Так зачем тратить на них свои силы?

Сильный человек в душе часто одинок

Семья, друзья, вторая половинка. Все это атрибуты успешной и счастливой жизни, но их сиюминутное отсутствие не означает, что все плохо и печально. Если есть внутренний стержень, воля и желание достичь цели, остальное приложится. Но твоя личность, твое “я” всегда остаются на первом месте.