Лаво, мария. Легенды о Мари Лаво — жестокой ведьме Вуду Магия мари лаво 4 буквы


Дата рождения: 10.09.1794
Гражданство: США

Согласно историческим записям, Мария Лаво родилась свободной от рабства во французском квартале Нового Орлеана, Луизиана (New Orleans, Louisiana), в четверг, 10 сентября 1801-го. Она была внебрачной дочкой двух свободных цветных людей, один из которых был креолом.

4 августа 1819-го Мария вышла замуж за некого Жака Пэриса (в других записях, Сантьяго), эмигрировавшего в Луизиану в 1809-м, после революции на Гаити (Haiti) 1791-1804 гг. Свидетельство о браке хранится в Соборе Святого Луи в Новом Орлеане. Свадебный обряд проводил отец Антонио де Седелла (Antonio de Sedella), священник-капуцин, известный как Пер-Антуан.

Согласно записям, Жак Пэрис умер в 1820-м при невыясненных обстоятельствах. История жизни самой Марии окутана легендами, достоверных фактов из ее биографии осталось совсем немного. Она работала парикмахером, и это помогло ей завоевать расположение богатых клиентов, к которым жрица выезжала на дом. Считается, что Мария дала одной из дочерей свое имя, которое принято записывать как Мари Лаво II.

Мать обладала большим могуществом и прослыла основательницей луизианского вуду, тогда как дочь прекрасно чувствовала себя на публике и проводила ритуалы на глазах многотысячной толпы. Предположительно, у Лаво II было трое детей, которых она отправила в Доминиканскую Республику (Dominican Republic). Она боялась, что угрожавшие сжечь заживо ее детей неприятели могут оказаться неголословными.

Супруг Мари Лаво II, Хосе Уэрта, воспитал ее детей как своих, тем самым сохранив традиции вуду в своей семье. Последними потомками из семейства дочери верховной жрицы, о которых упоминается в сохранившихся документах, стали Виктор Дельгадо-Уэрта, родившийся в 1999-м, и Малени Дельгадо-Уэрта, которая родилась в 2003-м. Виктор и Малени до сих пор практикуют вуду, но они не удостоились никаких почетных званий.

Одним из сыновей Марии Лаво и ее гражданского мужа, Кристофа Думини де Глапиона (Christophe Duminy de Glapion), был Алексис Селестин Глапион. Он родился в 1834-м. Сын оставался в Новом Орлеане, где женился на Эмме Викнейр, родившей одиннадцать детей. Последние известные потомки Алексиса и Эммы проживают в Детройте, Мичиган (Detroit, MI), и Бостоне, Массачусетс (Boston, MA).

Доподлинно известно, что Мария была импортером спиртных напитков, по крайней мере, в 1832-м, на Дофин-стрит в предместье Мариньи, в Новом Орлеане. Она прожила со своим любовником Кристофом до самой его смерти в 1835-м. Считается, что у пары было пятнадцать детей, в том числе и Мари Лаво II, родившаяся в 1827-м.

О колдовских практиках Марии Лаво, якобы наделенной магическими способностями, больше говорят фольклорные легенды и сказания. Неизвестно, на самом ли деле она держала при себе змею по имени Зомби, названную так в честь африканского бога, и на самом ли деле "примешала" к африканским духам римских католических святых в своем видоизмененном культе вуду.

Есть объяснение, согласно которому Лаво была столь искусна в ворожбе, потому что обладала талантом убеждения и пользовалась целой сетью информаторов. Ее доверенные лица трудились в домах влиятельных белых людей. Информация о городских событиях также поступала из борделя, который принадлежал ей.

Лаво изготавливала талисманы вуду, известные как Гри-Гри, пользуясь такими ингредиентами, как битые кости, ногти, кладбищенская пыль, конские волосы, гнезда птиц, цветные камни, масла и прочее.

Влияние Марии возрастало, как и росло число ее богатых покровителей, восхищавшихся ее умением держать в страхе их слуг. Мария располагала к себе рабов, просто подкупая их или излечивая от "загадочных" недугов. Некоторые богатые креолы Нового Орлеана с подачи Лаво стали поклоняться Дамбале, старейшему лоа (невидимому духу) в религии вуду.

16 июля 1881-го в газете "Daily Picayune" появился некролог Марии. Она умерла 15 июня 1881-го, в возрасте 86 лет. Если верить книге "Voodoo in New Orleans" Роберта Талланта (Robert Tallant), жрица мирно скончалась в своем доме. Однако впоследствии появились неназванные свидетели, утверждавшие, что видели Лаво живой в городе после предполагаемой ее кончины.

Многие верят, что останки Марии покоятся в склепе семьи Глапион, на Кладбище Святого Луи № 1 в Новом Орлеане. Туристы по сей день посещают предполагаемое место захоронения "Королевы вуду". Некоторые из них оставляют на могиле выложенные в ряд три монетки или рисуют три крестика на надгробии. Такими странными спосо бами просят о заступничестве от жрицы.

17 декабря 2013-го могила пострадала от действий вандалов. Она была выкрашена розовой латексной краской. Полагают, что это мог сделать "бездомный, психически неуравновешенный парень", пожелавший замазать все крестики.

Мария Лаво послужила прообразом для некоторых вымышленных персонажей. Она фигурирует в качестве основного персонажа в романе Джевелл Паркер Родс (Jewell Parker Rhodes) "Voodoo Dreams: A Novel of Marie Laveau" 1993-го.

На страницах комиксов Лаво впервые появилась в выпуске "Dracula Lives #2" в 1973-м. Она преподносится как могучая колдунья с большими магическими силами и хранительница тайных знаний, остающаяся вечно молодой и красивой благодаря зелью, изготавливаемому из вампирской крови.

Могила Марии Лаво занимает видное место в приключенческой видеоигре "Gabriel Knight: Sins of the Fathers" ("Габриэль Найт: грехи отцов") Джейна Дженсена (Jane Jensen).

Одинаково известная своими навыками парикмахера и практикантки Вуду, Мари Лаво достигла знаменитости в Новом Орлеане в течение последней половины 19-ого столетия, когда стремительно выросла ее репутация сильной мамбо (или жрицы). Ее постоянно искали богатые и бедные для того, чтобы заручиться помощью в разнообразных делах, как добрых, так и не очень.
Чаще всего люди обращались к ней за приворотными чарами, или просили помочь при родах, чтобы ребенок родился здоровым, или когда хотели получить наследство. Но не менее часто к ней приходили и те, кто жаждал отомстить за обиды, нанесенные недругом.

Летописи Вуду 19-ого столетия полны рассказов жертв этой мстительной магии, которые просыпались после беспокойно проведенной от частых просыпаний ночи, и находили на пороге своих домов кости, кладбищенскую землю и неизбежную куклу, подброшенную под покровом ночи самой Мари Лаво. Все эти рассказы были бы лишь страшными сказками, но, согласно надежным источникам, почти все колдовство Мари Лаво действовало. Часто, простой фразы о том, что Королева Вуду "работает" над человеком, было достаточно, чтобы вызвать физический или эмоциональный крах; часто после такого известия человек умирал. До сих пор в Новом Орлеане практикуют сильные чары, освоенные Мари Лаво, а традиция использования кукол все еще жива и пользуется популярностью.

Мари Лаво имела огромную власть над людьми, и любой мог в этом убедиться.

Вот взять, например, такой случай.
В Новом Орлеане готовилась свадьба. Богатый жених, красавица-невеста – и все бы ничего, да только жениху шел восьмой десяток, а невесте было всего шестнадцать. Строптивая невеста заупрямилась: поговаривали, что у нее уже был суженый – как и полагается, красивый малый, но бедный, который отправился в дальние края, чтобы разбогатеть и вернуться к своей любимой.
Разумеется, ни отец невесты, ни старик-жених в расчёт его не принимали. Другое дело девушка! Она никак не соглашалась на свадьбу, хотя отец уже поучил ее уму-разуму при помощи плетки и запер в комнате, посадив на хлеб и воду.
Узнав, что невеста стоит на своем, несмотря на порку и голод, богатый жених забеспокоился: всё же он хотел получить молодую жену, а не её труп!
Он решил обратиться за помощью к Мари Лаво: все знали, что ее любовное зелье действует безотказно. Пара капель в стакан с водой – и красавица непременно согласится на брак!
Так думал преклонный старец, но не учел одного: невеста успела обратиться к ней раньше, чем он.
И когда жених явился к Мари Лаво, та выслушала его и успокоила – конечно, если он так хочет, свадьба состоится!
Тут же, как по волшебству, невеста перестала упрямиться и согласилась назначить день свадьбы.
И свадьба состоялась - после венчания был роскошный обед, а затем – бал. Тут-то все и приключилось: прямо во время танца жениха хватил удар и он рухнул на пол. Вызвали врача, но, увы, было поздно! Красавица овдовела, пробыв женой не больше часа, но получив законные права на богатство своего безвременно усопшего супруга.
Говорят, что первое, что сделала новоиспечённая вдовушка и наследница огромного состояния - это вызвала из Вест-Индии своего любимого, которому больше не было нужды охотиться за деньгами, и вступила с ним в законный брак.

В 1830 году к Мари Лаво обратился богатый горожанин: его сын обвинялся в убийстве. Если обвинение подтвердилось бы, молодого человека ждала виселица.
Отец пообещал Мари Лаво подарить собственный особняк, если она сделает так, чтобы сына признали невиновным.
Колдунья Вуду подумала – и согласилась.
Утром дня, когда должен состояться суд, она явилась в церковь, положив в рот три стручка перца, и долго молилась, накладывая на перец заклинания. Потом она пошла в здание суда, (оно находилось на той же площади, что и церковь) и прошла в зал, где должно было состояться слушание. Там она подложила по стручку перца под сиденье каждого из судей.
Результат заседания был таков – молодой человек был признан невиновным, а совершенное им убийство признано самообороной. Отец молодого человека, сдержал свое слово и передал особняк Мари Лаво.

Этот случай, ставший известным в городе, принес Мари Лаво еще большую славу, а ее колдовство было признано всемогущим.
Да, Мари Лаво, знаменитейшая колдунья Вуду из Нового Орлеана, наводящая ужас на недругов, действительно была живой легендой.
Одна только угроза ее проклятия заставляла людей становиться покорными и мягкими, как воск и выполнять все ее требования и просьбы. Она с одинаковой легкостью обращалась как с приворотными зельями, так и с проклятиями, была в курсе всех тайн Нового Орлеана и поговаривали, что Мари умела читать мысли.

В третьем сезоне Американской истории ужасов зритель увидел «королеву Вуду» Нового Орлеана – Мари Лаво. Эта дама в буквальном смысле держала свой район и не только. В сериале не слишком сильно освещается ее биография, а те моменты, которые нам удается увидеть, скажем прямо, весьма сомнительны. Хотя, как знать… В любом случае, Мари не случайно становится героиней нашей сегодняшней статьи, так как ее реальный прототип действительно заслуживает внимания с нашей стороны.

Как и героиня сериала, реальная Мари Лаво называлась «королевой Вуду», люди ходили к ней за помощью, ее гнева опасались, а слава о ней распространилась по всему Новому Орлеану. Поговаривали, что ее любовные зелья – безотказны, а проклятия, которые способна наслать Мари, о них вообще лучше промолчать. В общем, власть Мари над людьми была практически безгранична.

Однако Мари жила в 18 веке, а мы с вами в 21. И нам такие легенды кажутся, мягко говоря, странными. Мы скорее предположим, что Мари была достаточно властной, хитрой и предприимчивой женщиной, да еще и с навыками психолога. В общем, родилась Мари в семье плантатора и свободной креолки. О её детстве известно мало. Воспитывали девочку в католических традициях. В 25 лет она вышла замуж, к сожалению, её семейная жизнь продлилась недолго: при загадочных обстоятельствах погиб муж Мари. Стало быть, на жизнь нужно зарабатывать самой.
Мари, собрав свое приданое, смогла открыть парикмахерскую. Причем на удивление, у Мари оказались золотые руки. Она с легкостью делала лучшие прически, укладки. Постепенно, количество клиентов стало увеличиваться, стоит отметить, что стричься к ней приходили сливки общества. В те времена, стрижка, выпрямление и прочие услуги были довольно долгими процессами, и чтобы себя развлечь клиентки мило щебетали о том, что происходит у них в семьях, на личном фронте и так далее. Мари, поскольку она была чернокожей, никто, естественно не замечал. Она же тем временем внимательно слушала и запоминала информацию, чтобы позже использовать в своих целях. Вскоре Мари узнала все тайны Нового Орлеана и вовсе не собиралась их хранить. С тех пор все меньше и меньше времени оставалось до того, как Мари назовут «королевой Вуду» или «королевой шантажа».

В шантаже ей не было равных. Зная, что к темнокожим в Новом Орлеане относятся как к мебели, Мари решила получать информацию через них. Она играла на особенностях людей: в те времена население было очень суеверным, набожным и так далее. Так вот, иногда темнокожие слуги богатых домов находили на пороге дома куколку Вуду: страшный знак наложенного проклятия. Когда слуга осознавал, что на него навели беду, появлялась Мари Лаво, предлагая снять заклятие в обмен на некоторые услуги. В итоге она обзавелась агентами в каждом богатом доме. Опасаясь немилости Лаво, слуги были готовы рассказывать обо всем, что творится в доме, лишь бы Мари не наслала на них злых духов. Вскоре у Мари появилось подробное досье на каждого жителя Нового Орлеана.

Пришло время Вуду. Темнокожее население всегда практиковало магию Вуду, с Мари обычные воскресные сборы превратились в настоящее шоу. Были танцы, музыка, экзотические ритуалы, на такое зрелище сползался посмотреть весь город. Чтобы добиться большего одобрения среди населения, Мари добавила в Вуду элементы христианства: распятие, святую воду, молитвы и так далее. Так церковники стали более лояльны к ней, а Мари стала родоначальницей Орлеанского Вуду. В итоге Вуду стали уважать и бояться все, как черные, так и белые. Мари создавала амулеты, настойки, зелья. Понятное дело, она не была колдуньей, она просто умело использовала страхи людей и подпитывала их. А зная подноготную каждого жителя, она и прорицательницей, и предсказательницей могла представляться. Ее окружили легендами и слухами, которые она, кстати, сама неплохо о себе распространяла. Например, ее стараниями люди были уверены, что она способна превратить человека в зомби, что дополнительно нагоняло страху.

Мари закрыла парикмахерскую и направила все свои силы на поддержание своего авторитета – «королевы Вуду». Она была главой последнего официального конклава Вуду (да, в те времена очень многие интересовались магией) в 1869 году. В рамках этого собрания было решено, что Мари пора в отставку, так как годы не щадят никого, ей было уже за 70 лет. После смещения Лаво с поста королевы вуду перестали восприниматься всерьез. Сейчас, когда речь заходит о традициях Вуду в Новом Орлеане, единственное, что помнят люди – это имя – Мари Лаво.

До сих пор она является объектом поклонения и у местных жителей, и у туристов. Говорят, если на ее могильном склепе поставить крестик и загадать желание, а потом постучать в дверь склепа, то желание непременно сбудется. Самые смелые и отважные даже проводят на ее могиле ритуалы Вуду.

Правда это или нет, как знать. Зато теперь понятно, как темнокожей женщине удалось держать в своих руках весь Новый Орлеан.

Ураган «Катрин» почти полностью разрушил прекрасный город Нью-Орлеан. Ушла в прошлое цитадель вудуизма, с известным французским кварталом. Нет уже зданий, выглядящих как дворцы. Превратились в руины церкви с устрашающими склепами. Этот город был под властью внушающей ужас магии, которую в свое время назвали культом на официальном уровне.

Однако она не смогла защитить город от природной стихии. К каким бы ухищрениям ни прибегали для восстановления, никто никогда не сможет увидеть дом, а позднее и могилу, известнейшей на весь Нью-Орлеан женщины – Мари Лаво, превратившейся в самую первую и знаменитую королеву вуду.

Парикмахерша в роли шпионки

Легенда, в лице этой женщины, появилась на свет больше, чем 200 лет назад – а точнее, в 1794 году. Местом рождения стал город французской колонии – Новый Орлеан. Этот год был ознаменован не только ее рождением.

В это время на всех наводил ужас кровавый диктатор Робеспьер. Европа с содроганием ждала революционных событий, которые шли из Франции. Но другая мини-революция произошла на большом расстоянии от Европы, на теперешнем острове Гаити, бывшей французской колонии Эспаньола.

Образованные негры договорились со жрецами и организовали восстание рабов. Убив почти всех белокожих жителей, они объявили себя республикой. С той поры и до начала XX века белых здесь не видели. Жили они достаточно хорошо и весело. Один только факт, что в качестве короля они выбрали себе настоящего четвероногого козла. Сразу после рогатого, на трон сел старый некромант Дювале, который превратился в диктатора.

Все белокожие, которые смогли уцелеть в страшной резне на Гаити и, после беспорядков на Кубе, как можно быстрее отправились в Нью-Орлеан вместе со своими рабами, увлеченными вуду. В общей сложности, в городе оказалось около 10 тыс. человек. Таким образом, эти сторонники культа вуду попали в Новый Орлеан. Нетрудно догадаться, что колдуны теперь встречались на каждом углу.

Мари была незаконнорожденной дочерью рабыни и хозяина плантации, и приняла католичество. С вуду она познакомилась только в возрасте двадцати пяти лет, выйдя замуж за выходца из Гаити. Супруг Мари Лаво, через некоторое время после свадьбы отправился на родину. Из этого путешествия он не возвратился.

Ставшая одинокой, Мари начала изучать новый для себя вид деятельности. Ее официальным делом было парикмахерское искусство. На оставшиеся от отца деньги она смогла открыть свой салон. Благодаря ловким рукам Мари он стал довольно популярным. Представители местной аристократии приходили к ней, чтобы поправить прическу, сделать маску или просто пообщаться.

Лучше бы они приходили по назначению. Как говорится: молчание – золото! Неосторожно брошенное слово делало свое дело. Доподлинно неизвестно, была ли у Мари определенная картотека или она все запоминала, но все сведения использовала как нужно. Прошло очень мало времени и все болтушки, со своими мужьями и детьми попали в руки ловкой парикмахерши.

В наши дни более громкие скандалы не вызывают сенсаций. Нам сейчас сложно представить, что репутация может растаять от одного намека, что у знатной красотки были в роду чернокожие, или, что молодой шевалье обычный шулер. Эти несчастные до конца жизни должны были оставаться на своих плантациях, окруженные рабами. Попасть в аристократическое общество они уже не могли.

Белые оказались в руках Мари, применившей шантаж. Против чернокожих использовалось более страшное оружие, имя которому вуду. Чтобы познать эту науку, она стала учиться у самого знающего специалиста данной области.

Когда-то Джона Монтене, «принца сенегальского», похитили в рабство. У Мари был такой успех, что рабы-негры, не задумываясь, рассказывали все тайны своих господ, только бы она не стала насылать гневных духов. Практика кнута и пряника стало ее оружием. Благодаря такой тактике у нее в руках оказался весь город. Очень скоро пришло время революции, но непростой, а революции в вуду.

Джон Монтене

Танцы с питоном

Мари с превеликим удовольствием разрушала чистоту гаитянского культа. Первое, что она сделала – это придала всему действу зрелищности. В главной роли выступал питон-гигант, имя которого было Зомби. Обнимаясь с ним, Мари начинала церемонию с танцев. После, все желающие могли наслаждаться кровью петушка или курочки, которых живьем душил питон. Считалось, что это способствует успешному колдовству. Весь ритуал проходил в окружении изваяний святых из католической веры. На всех участников и окружающие предметы, включая питона, лилась святая вода.

Мари с успехом смогла связать воедино культ вуду и католическую веру. Родилась новая область, которая именовалась вуду Нового Орлеана. Вместо латыни использовались африканские молитвы. Место духов Африки стали занимать святые. В тоже время, статуи этих святых успешно заменили маски на алтарях. Многие задались вопросом: нравятся ли святым эти кроваво-садистские жертвы?

Нововведения Мари сделали свое дело – белые стали занимать место в рядах вудуистов. Одних притягивала возможность ритуального секса, других влекло колдовство. О Мари Лаво стали слагать легенды. Практически все считали, что для нее нет ничего невозможного. По большому счету у нее было все просто. Главное, чтобы была оплачена названная сумма.

Однажды произошел выдающийся случай. Один богатый старичок задумал жениться на шестнадцатилетней красотке. Старичку было хорошо за восемьдесят, но разница в возрасте его совершенно не смущала. Здесь главными стали деньги. У старика их было предостаточно, а вот папаша девушки страдал от их отсутствия.


Дедуля, недолго думая, договорился с горе-папашей, но девчонка заартачилась. Причина была до банальности проста: у девочки уже был жених, а замуж за старика ей совсем не хотелось. Жених девушки был юным авантюристом, отправившимся в далекие края за большими миллионами.

Папаша со стариком юношу не воспринимали всерьез, а вот молодая романтичная особа ставила на первое место. Никакие уговоры на нее не действовали, и, не придумав ничего лучше, ее запирали в хижине. Сажали на хлеб и воду, бывало, пороли плетьми. Но она не сдавалась. Старик уже начал беспокоиться, что вместо невесты получит труп. Тогда-то, отец девушки и предложил обратиться к Мари.

Она поспешила их заверить, что свадьба состоится. После чего навестила новобрачную, а старичку отдала волшебный порошок в мешочке. Мари не обманула. Девушка согласилась на все, вернулась в свой особняк, и была назначена дата свадьбы. Торжество состоялось. Шикарный обед ждал гостей после церемонии венчания.

После обеда начался бал, и старик стал вести в вальсе молодую. Сделав, буквально несколько шагов, он упал и умер. Вызвали врача, но тот пришел слишком поздно. А вот для молодой вдовы в самый раз. Став законной супругой, она стала и законной наследницей. Первое, что девушка сделала, обретя богатство и свободу – это вызвала своего любимого из его путешествия. Ему больше не было нужды гоняться за большими деньгами.


Мари Лаво была настолько ловкой особой, что ее духовный наставник Антуан считал ее самой добродетельной католичкой Нового Орлеана. Все это при том, что она стала самой могущественной жрицей вуду. Ее почитали как самую добродетельную женщину, хотя, по идее, она должна была быть отлучена от церкви.

Мари Лаво стала матерью 15 детей, рожденных от второго гражданского мужа Луи де Глапьона. Молитве она посвящала много времени. Посещая узников, она тайком сбывала им амулеты, для того, чтоб те могли покинуть стены тюрьмы, помогала больным желтой лихорадкой, которая и по сей день считается самой заразной.

Тем, кто задавал каверзные вопросы, она отвечала, что понятия не имеет ни о каких африканских суевериях. Все домочадцы ей вторили. Самое удивительное, что такая ложь жила в городке, где население составляло менее 50 тысяч. Учитывая то, какой популярной была эта женщина, многие задаются вопросом: по какой причине ей верили?

Мы можем только предполагать, что действовало положение: если не уличили – не называйте вором. Едва ли ее духовный наставник Антуан набрался смелости уличить ее в шабаше. И вообще, священники не могли посещать подобные места.

Смерть пришла к ней как к истовой католичке. К ее месту упокоения приезжали паломники и поклонники вуду. Пока могилу не смыла вода, сюда приносили украшения, духи, распятия и другие жертвы великой колдунье. Она и после смерти сохраняла свою прижизненную деятельность: принимая подарки, исполняла желания.

Ураган закончил всякую загробную активность Мари. Как будет обходиться без такой достопримечательности Нью-Орлеан? Что будет стоить духу, объявится около камня, даже, если останки смыты в океан.

Таро Вуду

Ее личность отображается и в картах Таро «Вуду». В этой колоде Мари Лаво занимает место верховной жрицы во втором аркане. Это и не удивительно. А вот и сама карта:


Несколько карт из колоды Таро Вуду:


Так называли самых знаменитых американских колдуний XIX века — мать и дочь Мари Лаво . Они носили одно и то же имя и занимались одним и тем же ремеслом. Жизнь необыкновенных родственниц давным-давно превратилась в легенду.

ШУСТРАЯ ВДОВА

Мари Лаво-старшая появилась на свет в Новом Орлеане предположительно в 1794 году. Метиска, в чьих жилах текла кровь белых, черных, цветных и краснокожих предков, была свободнорожденной. Мари отличалась поразительной красотой и сводила с ума многих. Но всем остальным предпочла «цветного» Жака Пари с острова Сан-Доминго (ныне Гаити). 4 августа 1819 года сочеталась с ним законным браком.

Мари и Жак недолго наслаждались обществом друг друга — молодой муженек быстро пропал. Мари твердила, что он вернулся на родину. Хотя злые языки болтали, будто Мари собственноручно отправила супруга на тот свет. Горевала вдовушка недолго.

Она устроила нечто наподобие салона красоты, клиентками которого стали богатые дамы и креолки Нового Орлеана. Мари слыла мастерицей на все руки: она и причесывала, и завивала, и стригла. Клиентки охотно делились с ней задушевными тайнами, рассказывая о мужьях и их доходах, любовниках, родственниках, болезнях. Впоследствии энергичная дамочка использовала эти откровения в корыстных целях: она не гнушалась шантажировать ими бывших клиенток.

МАСТЕР-КЛАСС

Примерно в году эдак 1826-м Мари стала любовницей некоего Луи Кристофа Дюминьи де Глапьона. Луи и Мари прожили в любви и согласии до 1855 года — до самой его смерти. Любовники никогда не скрепляли свои узы законным браком, но это не помешало им произвести на свет 15 отпрысков. Вступив в связь с Дюминьи, Мари закрыла парикмахерскую и полностью посвятила себя колдовскому делу.

Новый Орлеан того времени представлял собой арену жестокой битвы нескольких королев колдовства, боровшихся за сферы влияния. Мари бесстрашно ввязалась в бой, желая подчинить себе всех остальных. Поговаривали, будто ради своих целей она прибегала к помощи потусторонних сил.

Талантливая колдунья добавила в и без того уже сенсационные колдовские шабаши элементы церковного богослужения — окропление святой водой, окуривание ладаном, совместные моления христианским святым. Будучи прирожденной актрисой, она превращала тайные церемонии на озере Пончартрейн в грандиозные спектакли с молебнами над черным гробом и жертвоприношением живых петухов.

В итоге фирменные представления Мари Лаво пользовались бешеной популярностью. Сливки общества, представители прессы, полицейские и, конечно, искатели острых ощущений — все считали за честь попасть на «шоу». Мари требовала от посетителей лишь одного — вступительного взноса.

Между тем для богатых существовали другие, более закрытые мероприятия. Там можно было провести ночь с хорошенькой мулаткой, негритянкой или креолкой — разумеется, за отдельную плату.

Так шаг за шагом Мари добилась своего и стала «атаманшей» всего города. Ей безропотно подчинялись все местные колдуны, знахари, целители и ведуны. К Лаво обращались за чудодейственными снадобьями и советами как черные, так и белые. С белых за услуги она не стеснялась сдирать втридорога, в то время как с черных не брала ни копейки.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

В 1830 году отпрыск состоятельной аристократической семьи обесчестил юную девушку из более низкого, хотя и уважаемого сословия. Улики против молодого человека были довольно вескими. Доведенный до отчаяния отец юноши отправился к Мари Лаво, чтобы заручиться ее поддержкой.

В случае если колдунья поможет добиться для сына оправдательного приговора, богач обещал ей дом в центре города. Мари резво взялась за дело. На заре дня, когда должен был состояться процесс, она отправилась помолиться в собор Святого Луи. Там могущественная ворожея провела несколько часов у предалтарной решетки с тремя стручками гвинейского перца во рту.

Позже она изловчилась подложить эти перцы под стул судьи. Примечательно, что судьей был назначен один из тех молодых повес, которые пользовались услугами новоорлеанской колдуньи. Сколько ни призывал окружной прокурор к признанию подсудимого виновным, сколько ни взывал к справедливости, его пламенная речь так и не подействовала ни на судью, ни на присяжных. Подсудимый был признан невиновным.

Счастливый отец сдержал слово, и вскоре Мари со своим многочисленным семейством переехала на Сент-Энн-стрит в престижный Французский квартал, где прожила до самой смерти, наступившей в 1881 году. Этот дом стал средоточием колдовства, а небольшие надворные постройки, вероятно, служили местом тайных свиданий белых мужчин с черными любовницами.

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

После кончины матери ее роль приняла на себя одна из дочерей. Мари Лаво была поразительно похожа на мать, только кожа у нее была посветлее.

Лаво-младшая увидела свет 2 февраля 1827 года. Неизвестно, назначила ли Мари-старшая свою дочь себе в преемницы или та взяла на себя эту миссию сама, однако все сходились во мнении, что Мари-младшей не хватало размаха и таланта, которыми обладала ее знаменитая предшественница. Мари, как и мать, начала с причесок, открыла бар, а вскоре и бордель.

Впрочем, в чем-то Мари II все-таки перещеголяла мамашу. Та считала себя ревностной католичкой, стараясь не посягать на святая святых — церковные богослужения, обряды и праздники. Дочка же демонстративно пренебрегала этими вещами. Она, например, не постеснялась полностью перекроить на собственный лад день святого Иоанна Крестителя, который приходился на 23 июня.

Одна из газет так описывала это празднество «а-ля Мари-младшая». Событие отмечалось в дельте Святого Иоанна на озере Пончартрейн. Сначала толпа пением приветствовала свою королеву, затем соорудила громадный костер под котлом. Емкость наполнили водой из пивной бочки. Туда же насыпали соль, черный перец, опустили черную змею, разрезанную на три части (что должно было олицетворять Троицу), кошку, черного петуха и всевозможные порошки.

Мари повелела всем раздеться, что и было исполнено под пение без конца повторяемого рефрена. В полночь все ринулись в озеро, чтобы остудить свой пыл, и пребывали в воде около получаса. Когда все вышли на берег, пение и пляски продолжались еще час. Засим Мари произнесла проповедь и разрешила собравшимся получасовое «обновление сил», то бишь групповое соитие.

Потом все перекусили, еще немного попели, пока не был подан сигнал потушить огонь под котлом. Четыре нагие женщины залили костер, варево было вновь перелито в бочку. Теперь только Мари разрешила всем одеться и произнесла еще одну речь. К тому времени уже забрезжил рассвет, и все стали расходиться по домам.

ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ

Как и мать, Мари-младшая практиковала сексуальные оргии, устраивала пьяные дебоши — в общем, пиарилась как могла. Но, как ни старалась добиться такого же влияния, ей это не удалось. Она, правда, еще какое-то время царила на колдовских шабашах у негров, хозяйничала на озере Пончартрейн, но ее карьера быстро клонилась к закату. О второй половине жизни Мари известно очень мало, да и сведения эти весьма противоречивы.

Даже об обстоятельствах ее смерти точно ничего не известно. Одни твердили, будто она утонула во время бури на том же озере Пончартрейн в 90-х годах XIX века. Другие говорили, будто видели ее еще и в 1918 году. Считается, что Мари II похоронена на кладбище Святого Луи. Туда, говорят, частенько устремляются девушки со всей округи: всего один визит к месту погребения — и юная дева чудесным образом обретает мужчину своей мечты.

Кстати, на том же кладбище покоится и знаменитая колдунья «номер один» — Мари Лаво I. На ее склепе нет даже имени, но и к нему тоже не зарастает тропа. Здесь оставляют жертвоприношения в виде еды, денег или цветов, а затем, трижды повернувшись вокруг себя и поставив на камне кирпичом красный крест, просят Мари о помощи.

Жители Нового Орлеана рассказывают туристам, что не раз встречали знаменитых королев колдовства то в человеческом, то в животном обличье. Мать и дочь якобы превращались в ворон, в старух в длинных белых платьях с характерными сооружениями из голубых платков на головах.

В другой раз дамочки бродили по городу в виде ньюфаундлендов, превращались в змей, парили в воздухе. А в канун дня святого Иоанна пробирались на озеро Пончартрейн для отправления тайных колдовских обрядов. В общем, по сей день главные новоорлеанские колдуньи не дают никому покоя.

Оксана ВОЛКОВА