Международный бакалавриат. Международная программа полного среднего образования

Программа IB

Учебная программа International Baccalaureate , сокращенно IB программа , изначально разработана для высшей школы как предуниверситетская подготовка. В 1968 году она была модернизирована и расширена до полной учебной программы, охватывающей 10 лет обучения, начиная с детского сада (kindergarten) и заканчивая предуниверситетской подготовкой (pre-university). Теперь обучение по программе доступно детям в возрасте от 3 до 19 лет из разных стран, социальных и экономических сословий в более чем 3500 школах в 143 странах в мире.

Несмотря на то, что программа была разработана европейскими специалистами, а именно педагогами из университетов Вены, Лозанны, Копенгагена и Гамбурга, наибольшей популярностью она пользуется в Соединенных Штатах Америки. На момент написания статьи в Штатах по IB программе обучается 70568 детей. Второе место в мире занимает Канада - 10249 учеников. Что касается Европы, то первое место по количеству учащихся занимает Великобритания - 4590 учеников, за ней идет Голландия - 3288 и Индия - 2426.


Такой международный успех программы объясняется тем, что изначально она разрабатывалась как программа, не привязанная к какой-либо стране.

Популярность программы в Великобритании растет с каждым днем. Все больше школ "принимают ее на вооружение". Основная причина - это интернациональность программы и возможность после ее окончания поступить в любой ВУЗ в мире, а не только в Великобритании. Британские педагоги, в ответ "засилью" европейского образования ввели свои "международные" программы IGCSE (среднее образование) и Pre-U (подготовка к университету). Тем не менее, все больше иностранцев, включая наших земляков, каждый год приезжают в Великобританию обучаться по IB.

Преимущество International Baccalaureate , которое сейчас копируют аналогичные программы, заключается в более общем, всестороннем, развитии учеников, как академическом, так и личностном.

Итак, полный курс International Baccalaureate состоит из четырех составляющих:

  1. IB Primary Years Programme, сокращенно IBPYP , для детей в возрасте от 3 до 12 лет. Программа направлена на развитие ребенка как личности, воспитание в нем любви к познанию нового, как в классе, так и в повседневной жизни.
  2. IB Middle Years Programme, сокращенно IBMYP , для детей в возрасте от 11 до 16 лет. Программа построена так, чтобы развивать в ребенке не только академические знания, но и показать связь между академическим обучением и реальной жизнью, развить в нем навыки критического и креативного мышления.
  3. IB Diploma Programme, сокращенно IBDP , для студентов в возрасте от 16 до 19 лет. Академически насыщенная программа подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
  4. IB Career-related Certificate, сокращенно IBCC , для студентов в возрасте от 16 до 19 лет. Относительно молодая программа, которая объединяет академическое образование с профессиональным воспитанием. После окончания IBCC студент может либо продолжить образование, либо начать трудовую деятельность.

С точки зрения программы International Baccalaureate , международное образование заключается:

  • в развитии граждан мира в плане культуры, языка и умения уживаться вместе;
  • в воспитание у студентов уважения к другим культурам;
  • в стимулировании интереса к познанию нового;
  • в "вооружении" студентов навыками постижения и получения новых знаний, как индивидуально, так и в коллективе, а также применения полученных навыков на практике;
  • в использовании разнообразных прогрессивных методов обучения;
  • в применении международных стандартов при оценивании знаний учеников.

Прежде чем ввести программу IBPYP группа педагогов проводила исследования в области детского воспитания на протяжении 10 лет. С момента ее введения в 1997 году исследования и постоянная модернизация программы не прекращаются. Введение IBMYP было обусловлено ростом популярности образования за рубежом и пониманием педагогами необходимости обучения учеников принципиально новым навыкам, поведению и знаниям, необходимым для существования в международной среде. Эта программа была введена в 1994 году, и как в случае с предыдущей, работы по ее модернизации не прекращаются. IBDP несмотря на свою относительную зрелость, введена в 1968 году, является как бы логичным завершением первых двух составляющих и призвана "экипировать" выпускников школы необходимыми знаниями и навыками для поступления в высшее учебное заведение.

Всестороннее и более целостное развитие учеников на всех четырех этапах программы обеспечивается одновременным интеллектуальным, персональным, эмоциональным и социальным воспитанием детей. Программа обучения продумана и четко сбалансирована. В нее включены точные и гуманитарные науки, а также изучение языков и искусств.

Кроме этого:

  • в программу изучения каждого предмета включены методики и опыт разных стран;
  • прикладное изучение языка, которое неразрывно связано с практическим применением, что развивает в учеников чувство необходимости их знания;
  • комплексное обучение, то есть не изучение всех дисциплин не по отдельности, а в совокупности с другими;
  • развитие навыков обучения (детей вначале учет технике эффективного обучения, и лишь потом начинается само обучение);
  • возможность коллективного обучения (ученики могут проводить исследования, писать курсовые работы как самостоятельно, так и в группе);
  • прививание чувства принадлежности к обществу, дети участвуют в разнообразных благотворительных мероприятиях и размышляют на темы типа " я и город, в котором я живу", "я и мир вокруг" и прочее.

IB п рограмма в разных учебных заведениях преподается по-разному. Некоторые предпочитают введение только одной, наивысшей, составляющей -

Программа Международного Бакалавриата (IB) на получение Диплома (DP) - это образовательная программа, которая преподается на одном из трех языков (английском, французском или испанском). Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.

По программе IB работают 2718 международных школ мира в 125 странах. Большинство школ, ведущих преподавание по программе DP (получение диплома) - это школы с государственными дотациями. Официально основанная в 1968 году в Женеве при поддержке UNESCO, Организация Международного Бакалавриата (IBO) является некоммерческим фондом, который не принадлежит ни одной конкретной стране. Сейчас IBO предлагает три варианта образовательных академических программ.

IB программы

Международный бакалавриат - это признанный лидер международных образовательных программ. Он представлен тремя согласованными программами для студентов от 3 до 19 лет:

  • программа начальной школы (Primary Years Programme, PYP) для детей в возрасте от 5 до 11 лет;
  • программа основной школы (Middle Years Programme, MYP) для детей в возрасте от 11 до 16 лет;
  • программа старшей школы (Diploma Programme, IB) для учащихся в возрасте 16-19 лет.

Учебный план

Программа на получение Диплома включает:

  • шесть предметов для обязательного изучения;
  • развернутое эссе (научная дипломная работа) до 4000 слов;
  • обязательный для изучения предмет - Теория Познания (объединенный курс различных дисциплин и навыки практического применения теоретических знаний в жизни).

Каждому студенту, обучающемуся по программе на получение Диплома, рекомендовано потратить 150 часов на развитие творческих навыков, развития физической формы (спорт) и благотворительную деятельность (защита окружающей среды, благотворительная помощь).

Каждый предмет оценивается по семи балльной системе, где 7 является высшим баллом. Дополнительные три балла могут быть получены за отлично выполненную дипломную работу (эссе) и за проект по Теории Познания.

45 баллов - максимально возможный результат, который может получить студент, обучаясь по программе на получение Диплома.

Для получения Диплома Международного Бакалавриата студент обязан набрать минимум 24 балла.

Тем не менее, существуют некоторые моменты, из-за которых студенту могут отказать в получении Диплома, несмотря на заработанные им баллы. Это неучастие в программе творческого, спортивного и духовного развития (CAS), копирование чужих идей, невыполненная дипломная работа.

С другой стороны, есть определенные условия, которые позволяют студенту получить Диплом, несмотря на его возможные неудачи в каких-либо дисциплинах: успешная сдача экзаменов на знание родного и одного иностранного языка, а также выполнение остальных дополнительных требований программы дает право кандидату получить Диплом о двуязычном образовании.

Студент имеет право изучать не весь перечень требуемых предметов и может отказаться от участия в некоторых обязательных мероприятиях школы, не посещать курс Теории Познания или не писать дипломную работу. В этом случае студент не получит Диплом, но ему будет выдан сертификат с результатами его успехов по каждому из изученных предметов. Такой сертификат является не чем иным, как констатацией оплаты студентом экзаменов и выпиской оценок с результатами этих экзаменов. Такой сертификат выдается на руки всем студентам по окончании курса.

Subject areas

Каждый студент выбирает для изучения шесть предметов (по одному предмету из каждой нижеприведенной группы 1-5), а также дополнительно берет шестой предмет из групп 1, 2, 3, 4 или 6.

Он обязан изучать минимум три предмета по углубленной программе (HL), остальные три предмета будут изучаться им в рамках стандарта средней школы. Нельзя изучать более 5 предметов по углубленной программе без специального разрешения IB координатора школы.

Предметы для углубленного изучения требуют 240 часов занятий по каждому курсу. На предметы стандартного курса отводится по 150 часов уроков в течение программы.

Группа 1: Языки A1: Обычно родной язык студента (80 различных языков на выбор).

Группа 2: Второй язык: Иностранный язык в дополнение к первому изучаемому языку из группы A1 (углубленно или стандартно).

Изучение второго иностранного языка разделяется на три категории по уровню владения этим языком: A2, B и ab initio (из латинского «с начала»).

  • A2 - второй язык, которым студент владеет как родным;
  • B - второй язык, который студент изучал уже два года;
  • ab initio - студент никогда не изучал этот язык.

Варианты выбора изучения каждого из языков из Групп 1 и 2 определяются студентом.

Группа 3: Люди и общество: гуманитарные предметы, такие как: философия, экономика, бизнес и управление, психология, антропология, правоведение, мирное управление конфликтами, информационные технологии, география, история.

Группа 4: Экспериментальные науки: физика, химия, биология, экология, технологии по защите окружающей среды.

Группа 5: Математика: математика стандартная, математика среднего уровня сложности, математика повышенной сложности, высшая математика. Компьютерные технологии и программирование могут быть только дополнительным шестым предметом, но не частью курса математики.

Группа 6: Творчество и дополнительные курсы: живопись, графика, керамика, музыка, хореография, драма. Предлагаемые предметы этой группы могут быть заменены студентом на любой другой предмет из Групп 2,3,4 или на компьютерные технологии из Группы 5.

Дипломная работа

Студент должен написать дипломную работу, состоящую из 4000 слов (10-11 страниц текста А4) по любому изучаемому им предмету (необязательно экзаменационному). Каждый курс имеет специальные пояснения, следуя которым, студент сможет правильно организовать и оформить свою первую научную работу. Тема для работы может быть любой, но заставляющей студента исследовать и изучать предмет темы. Дипломная работа пишется под руководством преподавателя, который параллельно разрабатывает эту же тему, дает письменные советы студенту. Дипломная работа должна быть выполнена обязательно, если студент претендует на получение Диплома.

CAS

CAS - это аббревиатура английских слов: Творчество, Движение, Служение (Creativity, Action, Service).

Этот блок программы является дополнительным. Он приглашает студентов принимать участие в социально значимых мероприятиях, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься творчеством. Этот раздел программы направлен на мотивирование студентов выйти за рамки школьной академической программы, почувствовать свою значимость и важность в мире, делясь своими навыками с окружающими. Каждый студент, желающий получить Диплом, в течение курса должен потратить 150 часов на благотворительную, спортивную и творческую деятельность. Конечно, студент может отдавать спорту, творчеству или благотворительной деятельности гораздо больше времени, но для получения Диплома важно, чтобы он занимался творчеством, спортом и социальной работой по 50 часов на каждый вид деятельности минимум. Часы документируются в официальных школьных журналах, которые подаются ежегодно в январе в головной офис Организации Международного Бакалавриата. Диплом выдается, если требуемый курс выполнен полностью.

Теория Познания

Каждый студент должен успешно сдать курс Теория Познания. На этот предмет отводится минимум 100 учебных часов. Целью данного курса является развитие у студентов критического мышления, логики и умения самостоятельно учиться. Условием для успешной сдачи данного предмета является написание реферата объемом в 1200-1600 слов (4-5 страниц печатного текста А4) на одну из предлагаемых тем по выбору и презентация его.

Оценки за реферат и презентацию сравниваются с оценками за дипломную работу по специальной таблице (матрице), разработанной Организацией Международного Бакалавриата, в результате чего студенту может быть начислено до трех дополнительных баллов.

Оценка эффективности

Все знания по предметам оцениваются в баллах, выставленным самой школой и по оценкам, выставленным независимыми экспертами организации, а также по результатам экзаменов, которые проводятся в мае месяце. Каждый экзамен обычно состоит из двух или трех комплектов тестов. Все комплекты тестов сдаются в один день. Например, экзамен по химии может состоять из теста 1 с заданиями и вариантами ответов к ним. Тест 2 будет иметь задания, требующие письменного обоснованного ответа. Тест 3 может потребовать от студента углубленного ответа на один определенный вопрос.

Пересдача экзамена возможна только в следующем году. Кандидат имеет право трижды пересдавать экзамен.

Каждый вариант теста занимает от 45 минут до 3 часов, но обычно экзамен длится от одного до двух часов.

Так как обычно большое количество разных предметов тестируется во время экзаменационного месяца, то часто студентам приходится писать несколько разных тестов в один день. Результаты тестов подтверждаются независимым экспертом из Организации Международного Бакалавриата.

Формы внутренних тестирований и экзаменов, которые проводит сама школа (IA) разные: устные презентации, практические работы, письменные работы, домашние работы. От оценок школы зависит 20-50 % итогового балла, который получит студент по изучаемому предмету.

Оценки, выставленные школой и экспертами за экзаменационные работы, обрабатываются и анализируются. Общие показатели результатов школ всего мира определяют границы минимального проходного балла для получения студентом Диплома в каждый определенный год.

Условия получения диплома

Для получения IB Диплома должны быть выполнены следующие требования:

  • Минимум три предмета изучены углубленно и три по стандартной программе.
  • Четыре предмета изучены углубленно и два по стандартной программе.
  • Каждому из шести изучаемых предметов дан балл от 2 и выше: например, родной язык - 2 балла, значит второй язык - 3 балла и так далее. Минимально студент должен набрать 24 балла.
  • На творчество, спорт и социальную работу должно быть потрачено 150 часов в течение курса.
  • Нужно сдать дипломную работу.
  • Предоставить реферат и презентацию по курсу Теория Познания. Для получения Диплома, студент должен получить оценку не меньше D (тройки) за дипломную работу или за реферат по Теории Познания.

Сертификаты

Студент может отказаться от полного курса на получение Диплома, а заниматься по программе на получение сертификата по определенному предмету. Кандидаты, которые занимаются только по определенному предмету, могут пренебречь дополнительными требованиями для получения Диплома (не писать дипломную работу, не изучать курс Теории Познания и не участвовать в социальной работе, не заниматься творчеством и спортом). Тем не менее, если студент решил получить сертификат по предмету Мировая История, то он должен посещать и изучать курс Теории Познания.

Те студенты, которые, в дополнение к программе IB Диплома, успели еще изучить и успешно сдать экзамен на знание дополнительного предмета, также получают сертификат, удостоверяющий уровень их знаний по этому предмету.

Признание

В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень первого курса университета или колледжа. Университеты и колледжи могут разрешить студенту поступить на второй курс, в зависимости от итоговых оценок в его IB Дипломе. Таким образом, IB Диплом является эквивалентом Углубленной профильной программы.

В Англии большинство университетов, включая Oxford и Cambridge, принимают IB Диплом как альтернативу английскому сертификату A-levels или Шотландскому сертификату старшей школы. Организация UCAS в 2008 году создала таблицу для баллов IB Дипломов, где указаны минимальные баллы для поступления в каждый университет страны.

В некоторых странах, таких как Турция или Перу IB Диплом не считается эквивалентом национальному сертификату об окончании средней школы. Обычно такая позиция объясняется тем, что программа для IB Диплома не настолько специализирована, как в конкретной стране, либо программа для получения IB Диплома не предлагает к изучению определенные предметы. Тем не менее, в Перу некоторые университеты принимают студентов с IB Дипломом.

Другие страны, как, например, Германия установила определенные требования для абитуриентов с IB Дипломом:

Абитуриент должен пересдать в Германии следующие дисциплины:

  • иностранный язык по программе A2 (язык уже изучался студентом два года до начала курса IB) на стандартном уровне;
  • математику на стандартном уровне;
  • один из предметов экспериментального курса или математику по углубленной программе.

Некоторые университеты, несмотря на это, предпочитают принимать студентов с IB Дипломами, полученными ими в стране их обучения. Список университетов Германии, принимающих абитуриентов с IB Дипломами без пересдачи экзаменов всегда обновляется на официальном сайте IBO.

В Австралии все университеты принимают IB Диплом. Студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы, могут попросить заочное начисление им кредитов на первом курсе учебы в университете.

Россия принимает IB Диплом в большинстве университетов, включая МГУ, МГИМО, РЭА им. Плеханова, но данные университеты требуют очень высокие итоговые баллы в Дипломе. Например, для поступления на факультет экономики в МГУ, абитуриент должен иметь 36 баллов в IB Дипломе, включая экзаменационную оценку не менее 6 по каждому предмету, изучаемому углубленно.

Во Франции IB Диплом является альтернативным дипломом для абитуриента, поступающего в любой вуз страны.

В Гонконге абитуриенты с IB Дипломом могут поступать в вузы страны, как иностранные студенты.

Государственный университет Сингапура признает IB Диплом как достойный сертификат для подачи заявления на первый курс университета.

Узнать информацию о признании IB Диплома университетами в интересующей Вас стране, можно на официальном сайте IBO: http://www.ibo.org/country .

Вместе с «Глобал Диалог» Вы можете поступить на программу IB в следующих школах:

  • St Clares (Оксфорд, Великобритания);
  • King’s-Edgehill School (Канада);
  • College du Léman (Швейцария).

Международный бакалавриат, или IB, – это международно признанная учебная программа, помогающая студентам поступить в зарубежные вузы.

В процессе обучения по программе IB студенты изучают обязательные и факультативные предметы в различных областях, а потом сдают выпускной экзамен. По окончанию программы студенты получают дипломы, которые служат доказательством высокого уровня знаний и готовности к обучению в университете. Дипломы IB признаются большинством иностранных вузов, наряду со школьным аттестатом и результатами языкового тестирования.

Несомненный плюс программы IB – это возможность пройти ее, не выезжая из своей страны или даже города! Сегодня школы IB работают по всему миру. В России и СНГ действует 36 школ, большинство из которых находятся на территории РФ.

Хотите получить диплом IB? Ищите подходящее учебное заведение поблизости? Представляем вам список 10 школ IB в России…

1. Московская экономическая школа, Москва

Школа предлагает обучение по дипломной программе IB ученикам 10-11 классов. Учебное заведение гордится успехами своих студентов при сдаче экзамена IB и их востребованностью на международной академической арене. Сегодня выпускники школы учатся в Лондонском городском университете, Манчестерском университете, Уорикском университете, Университетском колледже Лондона, Кингс колледже Лондона, Нью-Йоркском университете, Колумбийском университете, Корнелльском университете, Университете Вашингтона и других зарубежных вузах.

2. Самарский медико-технический лицей, Самара

Отделение Международного бакалавриата существует в лицее с 2000 года, за это время 33 ученика лицея получили дипломы IB и были подготовлены к обучению за рубежом. Обучение по программе проводится квалифицированными педагогами на английском языке и проходит одновременно со стандартной программой на уровне 10-11 класса.

3. Международная общеобразовательная школа «Интеграция XXI век», Москва

Обучение по программе IB предлагается в школе с 2006 года и длится два учебных года (10 и 11 класс). В школе преподают опытные педагоги, некоторые из них сами являются выпускниками зарубежных вузов. Сегодня выпускники программы IB в школе «Интеграция XXI век» учатся в признанных университетах Великобритании, США, Швейцарии, Кипра и других стран.

4. Школа «Обучение в диалоге», Санкт-Петербург

Школа предлагает дипломные программы Международного бакалавриата, готовя своих выпускников к обучению за рубежом. Обучение проводится на уровне 10-11 или 11-12 классов, его стоимость составляет RUB 950,000 за 1 год. Преподавание осуществляется высококлассными учителями, владеющими английским языком на высшем уровне.

5. Школа «Президент», Московская область

Частная школа предлагает дипломные программы IB, продолжительность которых составляет 2 года (10-11 класс). На выбор студента возможно обучение в маленькой группе (до 5 человек) или стандартной группе (от 5 человек), от этого также зависит стоимость программы.

6. Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, Пермь

Школа является единственным учебным заведением в Пермском крае, предлагающем программу MYP IB (The IB Middle Years Programme) для учеников от 11 до 16 лет. Данная программа развивает у учеников критическое мышление, а также межкультурный глобальный подход к образованию, готовя их к обучения по дипломной программе IB.

7. Лицей № 10, Пермь

Дипломные программы IB в лицее преподают педагоги, аккредитованные и сертифицированные Организацией Международного бакалавриата, имеющие соответствующие сертификаты IB по результатам зарубежных стажировок. Обучение осуществляется на уровне 10-11 класса, также предлагается курс подготовки к дипломной программе pre-DP на уровне 9 класса.

8. СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка, Пермь

Изначально школа предлагала только англоязычную учебную программу PYP IB (для детей до 12 лет), направленную на полноценное умственное, творческое и языковое развитие детей. С 2015 года в школе также предлагается дипломная программа IB на уровне 10-11 класса. 11 учителей школы успешно получили сертификаты IB и начали подготовку учащихся к поступлению в иностранные университеты.

9. Школа-интернат для одаренных детей ВГУЭС, Владивосток

На базе Международного отделения школа реализует две программы Международного бакалавриата - MYP IB (для учащихся 5-9 класса) и дипломную программу DP (для учащихся 10-12 класса). Школа-интернат находится в красивом месте на берегу Амурского залива и, помимо обучения, предлагает ученикам комфортабельное размещение, питание и возможность заниматься в различных секциях и кружках.

10. Международная школа "Источник", Ульяновск

Старшеклассникам школа предлагает обучение по дипломной программе IB на уровне 10-11 класса. Преподавание ведется квалифицированными и опытными педагогами с использованием лучших учебных пособий на английском языке, признанных на международном уровне.

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавр) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному.

По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB , по сути – аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов. Оговариваются только проходной балл и требования к оценкам в аттестате по определенному набору предметов. В других странах – например, в Испании – диплом International Baccalaureate признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, получивший степень Международного бакалавра имеет достаточную квалификацию для поступления практически в любой университет мира.

Сегодня по программе International Baccalaureate можно учиться в 1020 школах 100 стран мира. Быстрее всех количество школ растет в США. Как правило, во всех странах школы, практикующие обучение по этой модели, входят в число лучших. Это, в сущности, означает, что уровень среднего образования, получаемого в школах IB, выше национального стандарта.

Программа IB в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, а следовательно и успеваемость.

Программа IB рассчитана на два года. Конкретный учебный план может видоизменяться от школы к школе, однако в целом выглядит следующим образом. Обучение ведется на одном из трех рабочих языков IB: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке). Основа программы – изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. Предметы программы преподаются на двух уровнях: “продвинутом” (Higher level) и “стандартном” (Standard level). Первый предполагает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, второй – 150 часов. На “продвинутом” уровне изучаются три или четыре предмета, как правило, необходимых ему для поступления в вуз.

Предметы программы IB объединены в шесть групп, и из каждой студент выбирает для изучения один предмет.

  • Первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы.
  • Иностранные языки и литература на этих языках.
  • Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.).
  • Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.).
  • Математика
  • Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Также студенты обязательно проходят мощные всеобъемлющие курсы:

  • Theory of Knowledge (TOK) – “Теория познания”. Это курс философского плана, некая теория исследования, способы и модели постижения нового. Одним словом, на этих занятиях учат учиться и не бояться спорить в поисках истины, здесь же дается база для самообучения. В рамках этого курса студентов также учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать.
  • Creativity, Action, Service (CAS) – “Творчество, действие, служение”. К творчеству может относиться выпуск школьной газеты, написание сценария для новогодней елки и т.д. Действие – это спорт, танцы – одним словом, все подвижные виды деятельности. Служение обществу – это любая деятельность, направленная на помощь обездоленным, защиту окружающей среды и т.п. – от посещения детских домов до помощи в строительстве церкви. Участие в театральных постановках, спорте, общественной работе способствуют тому, что не только раскрывают свои таланты, но и развивают такие важные качества как внимательность, заботливость об окружающих, умение работать в команде.

К концу программы каждый студент должен написать так называемое “развернутое эссе” (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов. Оно должно представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности.

Одно из основных отличий программы IB – это, прежде всего, подход к изучению предмета. Как правило, в программе IB используются методы различного анализа, делается акцент на написание исследовательских работ и самостоятельную экспериментальную деятельность студентов.

Для того, чтобы получить Диплом об окончании программы International Baccalaureate, студент должен закончить программу, выполнив все требования: успешно сдать экзамены по всем шести предметам (по трем предметам на продвинутом уровне и по трем предметам на стандартном уровне), написать Extended Essay и две работы по Theory of Knowledge, отработать не менее 150 часов по программе Creativity, Action, Service и завершить все проекты и мини-проекты. Ежегодно около 30 тысяч студентов получают Диплом IB.

Авторитетности диплома IB способствует также объективная оценка результатов. Выпускник программы должен получить две оценки: внутреннюю, которую выставляет учитель школы, и внешнюю оценку зарубежных экзаменаторов единого экзаменационного центра в городе Кардиффе в Великобритании.

Особо следует отметить гибкость программы. Каждые три года в нее вносятся изменения. Над совершенствованием курсов постоянно работают профильные комитеты учителей. Таким образом, International Baccalaureate – это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу.

Программа IB (International Baccalaureate) была создана в конце 60-х годов прошлого века в Швейцарии. Целью создания IB было объединить все известные системы среднего образования и создать программу, диплом которой будет признаваться университетом любой страны на уровне национальных школьных дипломов. За это время, программа получила мировое признание и сегодня преподается в 2401 школе мира в 129 странах. При этом, уровень образования в этих школах всегда выше национальных стандартов.

Программа International Baccalaureate начинается в 11 классе и длится 2 года.

Это глубокое изучение шести предметов из различных групп знаний, при этом 3 предмета выбираются на основном уровне (150 часов на изучение каждого предмета) и три на продвинутом уровне (на изучение предмета выделяется 240 часов).

Программа предусматривает развитие аналитического мышления, проведение экспериментов и написание исследовательских работ. Для окончания курса студенты должны написать развернутое эссе минимум на 4000 слов об исследованиях, которые они проводили в ходе обучения под руководством преподавателей. Кроме этого, студенты вовлечены в общественную жизнь и волонтерские проекты.

Что изучают на программе IB?

Для обучения на программе IB студент должен выбрать 6 предметов из разных отраслей науки. При этом определить, какие предметы будут изучаться на продвинутом уровне, а какие на основном. Обычно, на продвинутом уровне выбираются предметы, которые будут изучаться в университете и родной язык.

  1. Родной язык и изучения произведений мировой литературы. Если в школе не преподается родной язык студента, то выбирается любой иностранный язык.
  2. Один из иностранных языков и литература на этом языке.
  3. Общественные науки (история, психология, география, философия, бизнес и др).
  4. Естественные науки (химия, физика, биология, экология)
  5. Математика
  6. Дополнительная дисциплина по выбору студента, которая может быть из следующих предметов: музыка, дизайн, театральное искусство, математика на продвинутом уровне или один из предметов группы 2, 3 или 4.

Все студенты, занимающиеся по программе IB, обязательно выполняют специальные модули:
TOK (Theory of Knowledge) - «Теория познания». Обширный философский курс «Теория Познания» включает в себя теорию исследования и современного обучения, учит аргументировать свою точку зрения и вести научные споры.
CAS (Creativity, Action, Service) - «Творчество, действие, сервис» - выполнение определенного объема работы по каждому из трех направлений модуля: к «Творчеству» относятся выпуск школьной газеты, написание сценариев к праздникам. «Действие» - это все подвижные виды деятельности (танцы, спорт, театр). «Сервис» предполагает любую волонтерскую деятельность: помощь обездоленным, защита окружающей среды. Работа в модуле CAS помогает раскрыть таланты студента, воспитывает заботливого гражданина и учит работать в команде.

Для окончания программы IB каждый студент должен написать Extended Essay (развернутое эссе, минимум 4000 слов) - отчет об исследовании по выбранному предмету, которое проводиться под руководством преподавателя.

Почему программа IB уникальна?

  • Программа IB признана во всем мире, что дает выпускникам свободу выбора страны для обучения в университете.
  • IB воспитывает «целостную личность».
  • IB поощряет студентов изучать и ценить другие культуры и развивает коммуникабельность.
  • В программе IB подход к образованию не энциклопедический. Акцент делается на том, чтобы научиться исследовать и анализировать.
  • IB обеспечивает широкое общее образование, при этом делается упор на специализацию в областях, соответствующих интересам и планам на будущее каждого студента.
  • Академическая подготовка IB прививает студентам навыки, которые позволят им добиться успеха в конкурентном современном мире.

Как проходит процесс зачисление на программу IB?

Приемная комиссия школы, в которой преподается программаIB, состоящая их координатора программы, преподавателей, советников и администратора, рассматривает заявки всех студентов, которые хотят поступить в 11 класс. Для зачисления учитываются следующие факторы:

  1. Оценки на вступительных экзаменах по языку и математике.
  2. Предыдущая академическая успеваемость.
  3. Рекомендации от преподавателей английского языка и математики с предыдущей школы.
  4. Поддержка решения участвовать в программе родителями студента.
  5. Мотивационное письмо.

Заявки на программу подаются осенью-зимой, экзамены и зачисление происходит весной.

Как получить диплом об окончании программы IB?

Несмотря на тщательный отбор при зачислению в программу, далеко не все студенты получают диплом об ее окончания.

Для успешного выполнения программы нужно хорошо сдать все экзамены по изучаемым предметам (по трем предметам на продвинутом уровне и по трем на стандартном), сдать эссе и 2 курсовые работы (ТОК), отработать не менее 150 часов по социальной программе (CAS) и набрать в итоге не менее 24 балла. При этом рейтинговые университеты рассматривают студентов, набравших минимум 35 баллов.

Оценивание происходит по 7-бальной шкале, при этом низшая оценка - 1, самая высокая - 7. За развернутое эссе и 2 курсовые работы можно получить максимально 3 балла. Максимальный балл, который можно получить по выполнению программы IB - 45.