«Преподаватель высшей школы». Программа профессиональной переподготовки. Программы профессиональной подготовки на фпо мгу Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в снта
Несомненно, в любом образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в становлении профессиональных качеств и развитии личности студента. Поэтому в современных условиях, в связи с известными изменениями в Российской высшей школе, к преподавателям предъявлены особые высокие требования. Деятельность преподавателя вуза мы видим во взаимодействии педагога и студента на высоком уровне межличностных отношений, которые направлены на личностный рост обоих участников данного процесса.
Преподаватель современного вуза – это не только специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями, но и учитель способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные педагогические задачи. Однако задачи не могут быть решены только средствами педагогики или методики преподавания конкретных дисциплин. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, «что для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. «Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал» .
Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно
раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.
Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений:
Специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания);
Психолого-педагогических (знаний психологических и дидактичных основ преподавания избранной дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания);
Методических (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам).
Организационных (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).
Методическую работу, как составляющую профессиональной деятельности педагога в высшей школе, мы считаем важным фактором в управлении образовательным процессом. Поскольку хорошая организация и эффективность методической работы может существенно влиять на качество и конечные результаты обучения.
Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .
Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) .
В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» .
Главная цель каждого преподавателя высшей школы как методиста – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, образованности и компетентности выпускников.
Преподаватель должен обладать основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе такими, как структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач.
Методическая работа преподавателя высшей школы неразрывно связана с исследовательской, то есть научной деятельностью.
Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. Научная деятельность носит целесообразный характер, т.е. всегда имеет целевую направленность. Она протекает в системе определенных социальных отношений и условий и ориентирована на достижение практически значимого результата. Ключевой ее особенностью является присущий ей интеллектуальный характер.
Учитывая специфику научной деятельности преподавателя высшей школы, его саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки (тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе); научном творчестве преподавателя высшей школы, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя, высокой научной продуктивности; интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, которая дарит вузовскому ученому творческое долголетие; конструктивных и гностических компонентах в структуре научной деятельности преподавателя, а в структуре его личности на недискурсивном эвристическом мышлении, целостности интеллекта и длительной сохранности интеллектуальных функций; профессионализме преподавателя в области научных исследований; проектировочной деятельности вузовских преподавателей, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности обучающихся, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты.
Научно-исследовательская работа преподавателя высшей школы может включать: подготовку и защиту преподавателем диссертации; написание монографий, учебников; патентование научных работ; подготовку докладов на научные мероприятия; научных статей; научное редактирование учебных пособий, монографий, научных статей; написание отзывов на авторские заявки на изобретение; участие в НИР кафедры, запланированных научных программах и конкурсах; участие в научных проектах совместно с другими научно-исследовательскими организациями и учреждениями; подготовку творческих материалов; подготовку проектов для участия в конкурсах, тендерах и др.
Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Таким образом, преподаватель высшей школы – это педагог, методист, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, воспитательную, деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно- исследовательской деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития.
Список литературы
1. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011.- 138с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.
3. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.- 176с.
4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П.Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999.-427с.
5. Федеральный закон Российской Федерации №127-ФЗ от 13 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»
6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
Описание курса:
Приглашаем учителей, преподавателей и других педагогических работников, желающих получить новые компетенции, и других заинтересованных лиц освоить новую специальность «Педагог высшей школы».
Под высшей школой в узком смысле понимаются учебные заведения, реализующие программы высшего образования. Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ к ним относятся программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, а также подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке. Её задачей является подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики, научной и технической деятельности и сферы культуры.
Высшее образование представляет собой передачу обучающимся основанных на последних научных, технических и культурных достижениях систематизированных знаний и навыков практической работы, которые в будущем должны позволить им решать возложенные на них задачи на высоком профессиональном уровне. Оно также способствует формированию активной и свободной личности, являясь таким образом одним из важнейших каналов общественного развития. Основу подготовки в высшей школе составляют образовательные стандарты соответствующего уровня обучения.
Специализированная подготовка преподавателей для работы в высших учебных заведениях предполагает формирование у них компетенций по методическому обоснованию и реализации всех видов учебной, научной и воспитательной работы, использование средств педагогического мастерства для мобилизации самостоятельной работы студентов, развитие у обучающихся устойчивых навыков обучения, исследовательской работы и творческого мышления. Кроме непосредственной реализации образовательных программ педагоги высшей школы должны способствовать созданию новых знаний, развитию наук и искусств, повышению квалификации, переподготовке и дополнительной подготовке специалистов.
Согласно профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, и квалификационным характеристикам, преподавателю образовательной организации высшего образования необходимо иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых им дисциплин. При отсутствии педагогического образования ему желательно пройти профессиональную переподготовку в области педагогики.
Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы
Программа профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы соответствует квалификационным требованиям и учитывает требования образовательных стандартов высшего образования по педагогике.
Содержание курса включает изучение теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, педагогического мастерства и технологий профессионально-ориентированного обучения, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков разработки и проведения теоретических и практических занятий, применения информационных технологий для научной, педагогической и воспитательной работы, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.
Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в СНТА
Курс профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы проводится дистанционно. Жители любого региона России могут пройти его без посещения академии, достаточно только компьютера и выхода в сеть Интернет.
Дистанционные технологии позволяют применить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дополнить курс специальными дисциплинами с учетом его профессиональных потребностей и требуемого объема учебных часов. За счет возможности успешно совмещать обучение и основную работу, он может оперативно применять новые компетенции в практической деятельности.
Обучение возможно в удобном для слушателя режиме. Доступ к учебным и методическим материалам предоставлен круглосуточно на образовательном портале академии. В случае необходимости могут быть проведены консультации ведущих специалистов посредством видеоконференций. Промежуточные и контрольные тестирования проводятся в режиме онлайн, а диплом высылается на дом курьерской службой.
Акции:
Полуаемые документы:
Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).
Условия поступления:
Обучение по направлению «Педагог высшей школы» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.
Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:
- Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
- Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения
квалификации по направлению «Педагог высшей школы»
в электронном формате:
- по электронной почте,
- по форме обратной связи на сайте,
- или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону; - Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
- После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
- Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Педагог высшей школы».
Санкт-Петербургский государственный университет приглашает на обучение на дополнительную образовательную программу профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". По окончании выдается диплом о переподготовке установленного образца Санкт-Петербургского государственного университета.
Обучение осуществляется на платной (договорной) основе. Стоимость обучения в 2018/2019 уч.г. составляет: 51 500 руб. (срок обучения 6 месяцев). Общая трудоемкость 504 часов, из них 152 часов контактной работы. Занятия проводятся с применением дистанционных образовательных технологий.
График обучения: одна неделя в месяц (будние дни - 18:30 – 21:40. и суббота - 10:00 – 17:15.).
Изучаемые дисциплины:
- Психология развития и саморазвития студента
- Психология обучения в высшей школе
- Психология педагогического общения
- Психология интеллекта и креативности
- Дидактика высшей школы
- История высшего образования в России и за рубежом
- Психология социализации и социальной адаптации студента
- Нормативно–правовые основы деятельности преподавателя в образовательной организации высшего образования.
- Методика преподавания в высшей школе
- Информационные технологии в высшей школе
- Мировые тенденции развития высшего образования
Программа предусматривает подготовку и защиту итоговой аттестационной работы по проблемам высшей школы и организации образовательного процесса в высшей школе.
Научный руководитель программы : Бордовская Нина Валентиновна , заведующая кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития, профессор, доктор педагогических наук, академик РАО.
Куратор программы : Борисова Елена Александровна, специалист по учебно-методической работе Центра дополнительных образовательных программ. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Для записи на программу необходимо заполнить регистрационную форму,
|
Целевая аудитория:
преподаватели высших учебных заведений, реализующие программы высшего образования в соответствии с ФГОС ВО.
Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология высшего образования» (520 часов) предоставляет возможность освоить компетенции преподавателя высшей школы и получить диплом установленного образца с присвоением квалификации «преподаватель высшей школы», необходимые для осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях.
В соответствии с действующим законодательством, профессиональная переподготовка необходима тем, кто занимает в ОО должность, не соответствующую специальности, указанной в дипломе. Кроме того, профессиональная переподготовка с присвоением квалификации «преподаватель высшей школы» будет полезна всем, кто имеет диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида деятельности в сфере образования, и желает иметь квалификацию «преподаватель высшей школы» с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология высшего образования» (520 часов) адресована:
- Преподавателям высших учебных заведений, не имеющим соответствующей квалификации.
- Раздел 1. Педагогика
- Педагогика как наука
- Развитие и формирование личности
- Проблема содержания образования в педагогическом процессе
- Инновации в образовании
- Системно-деятельностный подход в образовании
- Воспитание в педагогическом процессе
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания
- Раздел 2. Психология профессионального образования
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Возрастное и профессиональное становление личности
- Психолого-педагогические основы профессионального образования
- Психология профессионального обучения, воспитания и развития
- Психология деятельности и личности педагога профессиональной школы
- Раздел 3. Психодидактика
- Психодидактика и образовательная практика
- Классификация методов исследования, применяемых в психодидактике и образовательной практике
- Обучение и когнитивное развитие личности с учетом генотипических и средовых особенностей
- Диагностика креативности личности
- Современные концепции образования в условиях введения ФГОС: типы, виды обучения, технологии
- ФГОС ОО: технологии развивающего обучения
- Инновации в образовании: экспериментальные модели и практическая реализация
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 4. Методология педагогической деятельности
- Образование как явление и процесс
- Объект, предмет и задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики
- Научное исследование в педагогике
- Педагогика в системе наук о человеке
- Методологическая культура педагога
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 5. Организационные основы профессионального образования
- Понятие управления в образовании
- Гуманитарные методы управления в образовательном процессе
- Государственно-общественная система управления образованием
- Функции педагогического управления
- Программно-целевой подход в управлении образовательным процессом
- Системный подход в образовании
- Образовательная организация как педагогическая система и объект управления
- Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление
- Педагогический коллектив с позиций управления
- Управленческая культура педагога и руководителя
- Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
- Повышение квалификации и аттестация педагогических работников: требования ФГОС
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 6. Психолого-педагогическая диагностика
- Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики как науки
- Классификация методов психолого-педагогической диагностики
- Психометрические требования к диагностическим методикам
- Визуализация данных и выводов психолого-педагогического исследования
- Психолого-педагогическая диагностика личности
- Психолого-педагогическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы
- Психолого-педагогическая диагностика межличностных отношений и способностей к общению
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 7. ФГОС высшего образования: проектирование и организация учебного процесса
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+ и ФГОС 3++)
- Занятие 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+ и ФГОС 3++).
- Занятие 2. Стандарт профессиональной деятельности «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
- Специфика работы куратора группы (курса) обучающихся по программам высшего образования
- Занятие 1. Кураторство как вид профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
- Занятие 2. Нормативное и методическое обеспечение трудовых действий куратора в деятельности профессорско-преподавательского персонала организаций высшего образования.
- Занятие 3. Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.
- Проектирование учебного процесса в соответствии с ФГОС
- Занятие 1. Основная образовательная программа высшего образования: модернизация на основе сопряжения ФГОС ВО с профессиональными стандартами.
- Занятие 2. Особенности учёта требований ФГОС ВО как нормативного документа при разработке дополнительных профессиональных программ.
- Занятие 3. Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление.
- Занятие 4. Работа с одаренными студентами: индивидуальный образовательный маршрут, НИРС, выставки, конкурсы.
- Организация учебного процесса в системе профессионального образования
- Занятие 1. Организация учебного процесса в системе высшего профессионального образования.
- Занятие 2. Система внеаудиторной работы по формированию профессионально значимых компетенций студентов.
- Занятие 3. Организация студенческой научно-исследовательской деятельности с применением информационных технологий.
- Самостоятельная работа слушателей
- Занятие 1. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+ и ФГОС 3++)
- Раздел 8. Инновационные модели и технологии в профессиональном образовании
- Теоретические основы инновационных процессов в профессиональном образовании
- Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Инновационные образовательные проекты, критерии оценки их эффективности
- Классификация педагогических технологий в профессиональном образовании
- Моделирование инновационных процессов в профессиональном образовании
- Особенности становления и развития инновационных образовательных систем
- Реализация инновационных технологий в образовательной практике профессиональной школы
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 9. Управление конфликтами
- Методы диагностики конфликтных ситуаций в ОО
- Конфликты в ОО: модели решения ситуативных задач
- Воспитание толерантной личности в образовательной организации
- Разрешение конфликта в ОО: модели, принципы, способы и методы
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 10. Правовые нормы педагогической деятельности
- Правовые аспекты государственной политики в области образования
- Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
- Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования
- Правовое регулирование управленческих отношений
- Понятие и особенности правового регулирования деятельности образовательного учреждения
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 11. Информационные технологии
- Введение в информационные технологии и их эволюция
- Аппаратная платформа и программное обеспечение информационных технологий
- Основные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
- Расширенные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
- Обработка и форматирование информации в текстовом процессоре МS Excel
- Анализ информации в текстовом процессоре MS EXCEL
- Создание презентаций с помощью программы MS PowerPoint
- Сетевые технологии обработки информации. Интернет
- Самостоятельная работа слушателей
- Раздел 12. Практикум по решению профессиональных задач
- Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач
- Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
- Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач
- Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных задач
- Проектирование профессионального саморазвития и самообразования педагога
- Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения педагогической задачи
- Профессиональные деформации личности и психотехнологии их преодоления
- Раздел 13. Инклюзивное образование в вузе
- Организационно-методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в практике инклюзивного образования высших учебных заведений
- Занятие 1. Организационно-методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в практике инклюзивного образования высших учебных заведений
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
- Занятие 1. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
- Занятие 2. Общие и специфические особенности образовательного процесса для обучающихся с различными патологиями при реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
- Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования
- Занятие 1. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования
- Самостоятельная работа слушателей
- Занятие 1. Стратегии, формы и методы реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осваивающих основные профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС
- Занятие 2. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС высшего образования)
- Организационно-методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в практике инклюзивного образования высших учебных заведений